Священник окропляет святой водой всех Божьих тварей, будь то зверь или человек.
Фото автора
Испания славится своими праздниками-фиестами, получившими международное признание благодаря сохранившимся самобытным традициям или, прямо сказать, экзотике. На них съезжаются многочисленные туристы из разных городов страны и из-за границы. Местные власти такие праздники всячески поощряют, так как они способствуют экономическому развитию испанской провинции. Один из таких праздников, посвященный святому Антонию Аббату, покровителю домашнего скота и животных, к сожалению, известен за пределами Испании мало.
Собственно говоря, этот святой известен в России и в других православных землях ничуть не меньше, чем в Испании. День его памяти приходится по католическим святцам на 17 января, что соответствует и православному календарю, и только разница между старым и новым стилем разводит эти даты на 13 дней. Поэтому в России память святого Антония Великого отмечают 30 января.
Стоит хотя бы кратко рассказать о жизни этого величайшего подвижника восточного монашества, ведь не случайно он прославлен Православной Церковью как преподобный, то есть как инок, достигший своей праведной жизнью больших высот святости. Его даже считают основателем пустынножительства. Впрочем, это и неудивительно, ведь он родился в Египте, вблизи Фиваидской пустыни, в городе Кома в 251 году от Рождества Христова. Его родители были знатные люди. Осиротев в юном возрасте, Антоний, будучи благочестивым христианином, поступил по слову Евангелия и раздал все свое богатство бедным и нищим, а сам поселился один в пустыне, где в полном одиночестве жил многие годы как аскет. Его подвиг был очень нелегким, ему приходилось преодолевать массу испытаний, страдать от голода и холода, но больше всего, как повествует предание, ему досаждали бесы, которые нападали на него, били и всячески хотели истребить, желая только одного – чтобы он оставил свое подвижничество и ушел из пустыни. Предание рассказывает и о том, что святой Антоний Великий был другом обитавших в Фиваидской пустыне диких зверей, которые приходили в его обитель. Еще при жизни Антоний Великий стал известен и почитаем в Александрии и по всему Египту. Умер он в 356 году и вскоре был прославлен как святой. В VII веке его мощи перенесли в Константинополь, а в XV веке они оказались во Франции, в городе Арисе, и теперь находятся в храме Святого Юлиана. Может быть, именно это обстоятельство стало причиной того, что католики Европы особо почитают восточного подвижника, а любовь к животным сделала его в глазах западных христиан во многих странах заступником, покровителем, патроном «братьев наших меньших».
Начавшись 17 января, праздник святого Антония растягивается до двадцатых чисел февраля, как бы волной прокатываясь по всей Испании. Главным событием этого праздника является благословение католическим духовенством самых разнообразных домашних животных, которых приводят или приносят в храмы. Сегодня, когда религиозное рвение испанцев не так высоко, а количество священников сократилось, духовенству приходится благословлять животных и совершать праздничное богослужение на приходах в разные дни, перемещаясь из одной деревни в другую. Не стоит специально пояснять, что этот праздник имеет особое распространение именно в сельской местности, где количество скота и изобилие плодов земных – это необходимые условия для жизни крестьян, поэтому они и просят святого Антония, чтобы он благословил всякую скотину и домашнюю тварь.
О том, как проходит эта фиеста, – расскажу на конкретном примере. Недавно я побывал на празднике святого Антония в испанской глубинке, в провинции Кастельон, в городке Алькосебре на берегу Средиземного моря. Хотя в последние годы это место превратилось в популярный туристический центр, в нем сохранилось много от патриархальных нравов, вокруг возделанные поля, апельсиновые и миндальные рощи, а в крестьянских хозяйствах немало живности. Да и у обитателей городка, особенно у поселившихся здесь иностранцев (тут живут много англичан, немцев, французов и представителей других национальностей), домашних животных немало.
Итак, ровно в 10 утра в местном храме началась праздничная служба, посвященная святому Антонию. Местный священник в своей проповеди рассказал о жизни монаха-отшельника и о тех искушениях, которым подверг его дьявол в пустыне. «Искушение святого Антония» – этот сюжет стал темой работ многих живописцев и известной драмы Гюстава Флобера.
Перед началом службы всем, находившимся в церкви, а также собравшимся на площади перед ней со своими животными, птицами и прочей живностью, раздали напечатанные на желтых листочках бумаги текст короткой молитвы в честь святого. В завершение службы ее хором произносили под сводами храма и за ее пределами.
После этого священник в белых одеждах вышел на паперть и стал окроплять святой водой собак, кошек, птиц в клетках, лошадей и ослов, запряженных в повозки, черепах, белых мышей и других Божьих тварей, а заодно и их хозяев. Животные были украшены разноцветными ленточками, лоскутками, медалями, бубенчиками, многие из них были одеты в яркие, специально для этого дня сшитые наряды. После этого участники праздника со своими животными прошли процессией по городку, ее возглавлял живописный всадник со статуей святого Антония. А за шествием следовали наряженные в живописные национальные костюмы местные самодеятельные музыканты и танцоры, на ходу певшие и плясавшие на радость бурно аплодировавшей публике.
Как обычно, по поводу празднования святого Антония, которое длится два дня и две ночи, с наступлением сумерек на площади перед церковью развели большой костер, вокруг которого состоялось «братское пиршество». Несколько местных предпринимателей, которым пришла очередь спонсировать праздник, бесплатно раздавали куски мяса и колбасы, поджаренные тут же на огне, кормили всех валенсийской паэльей – испанским вариантом восточного плова, изготовленной прямо на улице на огромных сковородах-паэльерах. Все это запивалось молодым местным вином. Как это обычно бывает в Испании, празднество в честь святого Антония завершилось грандиозным фейерверком, на которые испанцы большие мастера.
На фоне таких почему-то очень популярных у иностранных туристов праздников в Испании, как «томатина», во время которой тысячи людей забрасывают друг друга помидорами и радостно барахтаются, как в крови, в томатном соке по щиколотку, или «фиеста козла», когда живое животное сбрасывают с высокой колокольни под неистовые крики толпы, праздник святого Антония представляется, безусловно, более достойным. Особенно благородным и человечным он выглядит по сравнению с кровавой корридой, когда на глазах у публики долго мучают и убивают быков. Нынешний праздник, по сути, прямая противоположность этой бойне. Поразительно, что в России всякие сомнительные дельцы не раз пытались (к счастью, без успеха) насадить корриду, хотя в самой Испании это зрелище встречает все большее осуждение и держится в основном на интересе со стороны иностранных туристов. А вот праздник в честь Антония Великого не вызывает особого интереса, не перенят в других странах, хотя бы в той же России.
Праздники, как показала практика, также могут «экспортироваться». Например, ставший знаменитым День книги в Каталонии по случаю Святого Георгия, когда принято дарить друг другу книгу и розу. Эту традицию поддержала ЮНЕСКО, после чего она распространилась в разных странах, в том числе в далекой от европейских обычаев Японии.
Остается только мечтать, чтобы так случилось и с днем святого Антония, ведь этот праздник близок к истинно народным корням любой страны и наверняка найдет отклик у всех, кто любит «братьев наших меньших┘».
Валенсия