0
2735
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.02.2009 00:00:00

Испанский дух

Тэги: фламенко, танец


фламенко, танец Мелькают каблуки, юбки. Пятка – носок, пятка – носок.
Фото Марии Поляковой

Десять лет назад я совершила побег из дома. Escape, если по-простому. Развод никак не получался. Сложность данного эскейпа заключалась в том, что он день в день совпал с обрушением рубля, с прошлым кризисом. Это значит, что мир перевернулся дважды.

Читаю объявление и прихожу на занятия. Я разочарована, я шокирована. Это слишком жестко, это не адаптировано. Я еще не видела фильмов Сауры.

Разгоряченные двухчасовым фламенко идем по Пятницкой. Мужики притормаживают машины, опускают стекла, открывают рты, да так и застывают. Обращаться к нам сейчас бесполезно: мы идем с фламенко, мы недоступны, вокруг нас стена. Весь вечер на высоких каблуках, спину прямо, пятками выколачивали дроби. В сумках туфли и юбки в полтора солнца.

«Макдоналд» – чудо без официантов, которое открыто после одиннадцати и без пафоса. За тремя занятыми столиками – четверо, трое и двое. Мужчины без дам. Ну да, конечно, кто же поведет даму в одиннадцать вечера в «Макдоналд». Эрнандес пропала из поля зрения. Сказала, что сейчас придет, а самой все нет. Преподавательница наша, фламенкистка, темная лошадка. То, говорят, из Испании приехала, а то вовсе и не из Испании как будто. Кто-то преподает красивый испанский танец, а эта – бабский народный танец, помесь испанского, мавританского, африканского, цыганского, арабского. То есть получается, что именно фламенко, ведь фламенко – та самая помесь и есть, и танцевать ее можно, как просит душа и нога. Кантаоры, когда поют фламенко, орут что-то невообразимое. У кого руки свободны, ладонями выбивают ритм на слабую долю. Мелькают каблуки, юбки. Пятка – носок, пятка – носок. Деревянный пол разносит грохот всеобщего топота. Дуэнде┘

Говорят, что народы, танцы которых состоят из сильных дробей, общаются со своими предками из подземного царства на языке, выбиваемом ногами. Настоящие фламенкисты уж точно не дадут покоя предкам.

А вот нам можно только пробовать фламенко. И взгляд у нас не тот, и руки не те, и спины. Рука-то должна идти из-за спины, а не из-под мышки. Не привыкли мы к широким жестам. У нас это делают только профессиональные танцоры, а у них – любая деревенская баба. Что я делаю по-испански, так это встаю «с коровами». Лена Эрнандес говорит, что так в Испании говорят о встающих не то что рано, а вообще с первым лучом, к первой дойке. Все-таки есть во мне что-то испанское!

Напротив нашего полуподвального зальчика – роскошный особняк. Мы как в аквариуме. С земли не видно, шторы загораживают. А вот если с третьего этажа┘ Владельцы особняка отмечали праздник, не выдержали, отправили гонцов в женский ансамбль. Кто-то из нас забыл закрыть дверь. Мачо просочились в зал. Как привидения, в унисон с нами били ногами, задирали руки, поэтому их заметили не сразу, выпроводили. А Лена думала, что это чьи-то знакомые. Мачо уже из-за двери:

– Девчонки, бросайте все, у нас уже столы накрыты.

– Мы заняты!

– А можно с вами потанцевать?

(О, Эрнандес идет с бутылкой.)

В Москве несколько студий фламенко, которые ведут испанки. Откуда они взялись, где учились, танцевали? Мне нет до этого никакого дела. Я смотрю и выбираю. Нет, не правильность испанских танцевальных элементов, не академичность стиля. Я выбираю дуэнде. По моему настроению мне сейчас это нужно. А что фламенко? Танец испанских цыган, выходцев из Индии, смешанный с арабским, африканским, еврейским мотивами. С таким же успехом можно смешать его с эскимосским ритуальным танцем под шаманский бубен. С русским, правда, не смешаешь. У русских и не скоро получится.

– Девушка, последний вопрос: вы балерина?

– Да!!!

Никакая я не балерина. Я сегодня танцевала фламенко. Это чувствуют даже прохожие. Дуэнде┘

Знакомые дамы спросили у меня:

– Правда, что, позанимавшись у Эрнандес, многие разводятся с мужьями?

– Нет, неправда.

– Ну ты же развелась┘

Почему разговариваю о фламенко именно с Эрнандес? Потому что она похожа на ведьму. Сухая, горбоносая, с огромными глазами. Все, дошло теперь, почему она не убирает щербатый зуб. Шутка? Не знаю┘ Она и танцевать может, как ведьма. Красиво? У других, пожалуй, покрасивее. Но┘

Вот именно. Оно самое. Дуэнде!

Шаманство, магия, первобытные ритуальные танцы. Душа, огонь. Без этого нет фламенко. Да только ли фламенко? Гете о Паганини: «Таинственная сила, которую все чувствуют, и ни один философ не объяснит». Кантаоры знают, что голоса и умения петь недостаточно, чтобы чего-то достичь. No tiene duende – в нем нет огня.

Фламенко можно чувствовать, но невозможно объяснить. Дуэнде – сила, которая помогает донести его до слушателей. Выразить это словами пытался Гарсиа Лорка: испанским искусством «изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий». Дуэнде должен присутствовать в любом искусстве, но «ему просторнее в музыке, танце и устной поэзии, которым необходимо воплощение в живом человеческом теле».

Лорка различает в искусстве три начала, олицетворяя их в образах ангела, музы и дуэнде. Ангел озаряет, осеняет благодатью, и человек творит без усилий. Муза диктует, вдохновляет. Дуэнде – это не просто вдохновение, это сила, с которой надо вступать в поединок. Муза и ангел нисходят, дуэнде надо будить самому. «Приближение дуэнде знаменует ломку канона и небывалую, немыслимую свежесть – оно, как расцветшая роза, подобно чуду и будит почти религиозный восторг. Дуэнде сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль; это он заставил Гойю, мастера серебристых, серых и розовых переливов английской школы, коленями и кулаками втирать в холсты черный вар...»

Хотите секрет душераздирающего женского пения? Его мне сказала Лена. А ей – старая русская цыганка, с которой они выступали в одном концерте.

– Спой, – говорит цыганка.

Ну та и спела ей про какого-то испанского черепашонка. (И мне спела. Я бы не смогла спеть по-русски с таким надрывом про зайчика.) Цыганка ей не то с уважением, не то с удивлением:

– Да ты знаешь, чем поешь?! ┘! Ей самой!

Произнесла, конечно. Вот так. Лучшая похвала. Дуэнде┘ Оно было. А насчет голоса и слуха – бывает лучше, бывает и хуже.

На Востоке говорят: как женщина любит, так она и танцует. Я любила, да я вообще сохла. А он не знал. Он думал, что я его терпеть не могу. Я плакала – Эрнандес видела. И поставила мой восточный танец (во фламенко не плачут, да я и не научилась фламенко) в середину своего концерта. Танец был сдержанный, пуританский, в закрытой одежде. Что же я услышала после концерта от цыганки, которая сидела в зале?

«Ну ты и сука┘ Ну ты и блядь┘» – растягивая слова, восхищенно всплеснула руками. Вот оно! Получилось! Дуэнде┘

А вы говорите, карьера, деньги, кутюр, гламур┘ Как же с вами скучно. No tiene duende!!!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
488
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
420
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
361
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
483

Другие новости