Церковь всячески боролась с гульбой, но безуспешно. Свести праздник на нет удалось лишь советской власти.
Б.М. Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье, 1919. Государственный Русский музей
Сырная неделя, как еще по-другому называют Масленицу, в этом году продлится с 23 февраля по 1 марта. Она привязана к Пасхе, которая, как известно, праздник переходящий, и может «кочевать» по календарю от 4 апреля до 8 мая по новому стилю. Пасхе предшествует Великий пост, который с постом Страстной недели составляет семь недель. Масленица же предваряет Великий пост. Вот и считайте: восемь недель, или 56 дней от Пасхи.
Великий пост – это время не просто запрета на все скоромное, то есть мясо, яйца и молочные продукты, но и отказ от мирских радостей, уход в строгую духовную жизнь – время воздержания и молитвы. Поэтому на Масленицу издавна принято было гулять, пить и есть «от пуза», то есть заговляться во всех смыслах. Вот почему в народе Масленицу называли также «широкою боярыней». В советское время ее не запрещали, но и не поощряли, в основном осталась традиция угощения блинами, из всенародного праздника она скукожилась до узкосемейного. Попытки воссоздать широкие масленичные гулянья, предпринимаемые в последние годы, не очень-то получаются.
Семьдесят лет государственного безбожия не прошли даром, от много отучили, в том числе и от Масленицы. Но в дореволюционную эпоху всю Сырную неделю ходуном ходила матушка-Русь. Апогея разгулье достигало в четверг, который по церковному уставу начинается в среду вечером, после захода солнца. Вечерять в среду ходили «к теще на блины», обряд тот назывался «лакомками». А в четверг с утра открывались балаганы, ледяные горы, качели и прочие потехи, а в деревнях молодые мужики выходили на кулачные бои, а потом устраивали пир горой...
Перенесемся на 287 лет назад. Масленица 1722 года в Москве носила невиданный дотоле театрализованный характер. Император Петр Великий и прежде более других жаловал именно этот праздник и обычно в понедельник сам открывал масленичные торжества, покачавшись со своими приближенными на качелях, которые для этого устраивали близ Красных ворот. Там же размещались и другие потехи: ледяные горки, катания на санях и каруселях, представления в балаганах, торговля блинами. В тот год на четвертый день Сырной недели, в честь заключения Великого Ништадтского мира, означавшего конец Северной войне и окончательную победу России над Швецией, император устроил пышные торжества. Из села Всесвятского (там, где сейчас московский район Сокол) началось движение необычного поезда: множество морских судов разной величины и вида были установлены на сани, запряженные всяким зверьем. С утра этот экзотический кортеж потянулся к Тверским Триумфальным воротам (ныне площадь Маяковского).
Вот как описал очевидец поразившее москвичей зрелище: «Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов (по другой версии Бутурлин), облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями. Наконец появилась громада, 88-пушечный корабль... На этом корабле, везенном 16 лошадьми, сидел сам государь Петр в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски».
Далее, дурачась и кривляясь, ехали в больших санях, изображавших голову дракона, участники так называемой неугомонной обители, постоянной шутовской свиты петровских забав, наряженные в маски волков, журавлей, медведей, львов и прочих зверей. Лишь к вечеру маскарадная вереница достигла Кремля, куда и въехала под пушечную канонаду. Гулянья продолжались последующие два дня и завершились пышным фейерверком и пиршеством, устроенным московским купечеством: вином и блинами с икрой и прочими закусками бесплатно угощали честной народ во славу широкой Масленицы и русского оружия...
Современники да и позднейшие историки связывали характер тех масленичных гуляний прежде всего с победами Петра на море, с тем, что Россия радениями императора стала морской державой. Доля истины, причем изрядная, в том есть. Но возьмем описания Масленицы во внутренних, континентальных областях Руси: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня, во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...» В другом месте читаем: «Снаряжался целый поезд. Впереди него мчались расписные сани (а в иных местах – лодка на полозьях), запряженных «гусем» в 10–20 лошадей». И еще: «В Сибири о Масленице сплочивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы; в сани впрягали лошадей по 20 и возили по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками».
Корабль на колеснице был непременным атрибутом карнавальных процессий и в Западной Европе. Собственно, само слово «карнавал» происходит от латинского carrus-navalis – «колесница-корабль». Общими для всех этих гуляний на стыке зимы и весны, называемых на Западе карнавалом, а на Руси Масленицей, были буйное веселье, обжорство, пьянство, прелюбодеяния, игры, представления ряженых и шутов и прочее в том же духе. Гульбища эти пришли из глубокой древности. Церковь всячески боролась с ними, но безуспешно. Удалось лишь сократить время «бесовского разгулья» с двенадцати дней до семи, а на Руси еще убрать из меню мясо. Потому Масленица имеет и третье название – «мясопуст». Есть можно до отвала любые молочные, рыбные и мучные продукты. И если основное русское название праздника идет от масленичного блина, то слово «карнавал» связывают с итальянским carne vale! – «прощай, мясо!»