Недавно в рубрике «кадр дня» в интернете заметила снимок министров Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной. На снимке: дамы, что-то увлеченно обсуждая, сидят в зале Государственной Думы РФ. Татьяна Голикова сидела нога на ногу, в высоких черных сапогах. Юбка выше колена, как и сапоги. Вроде бы дело обычное: сапоги-ботфорты, юбка-мини. На красивой женщине. На министре.
Тут как раз и вспомнилось┘ В Берлине, дожидаясь переводчицу на Тиргартенштрассе, я заметила, что ко мне слишком часто обращаются мужчины, чтобы спросить дорогу. «Как любопытно, принимают за свою, за немку!» – радостно подумала я. Подошла переводчица, и я, разумеется, поделилась с ней наблюдениями. Вот, говорю, Петра, меня принимают за вашу, местную┘ На что Петра, скромная рыжеволосая немка, окинув меня быстрым взглядом, заметила: «С вами просто хотят познакомиться!» (Ну, надо же, какой успех! На какой-то момент мне даже стало жаль одинокую Петру.) Но язвительная немка быстро избавила меня от этого чувства вины: «На вас же высокие сапоги!» Намек я, разумеется, поняла, но попыталась возразить: «Это не ботфорты, они всего лишь до колена!» Петра пожала плечами: «У нас сапоги такой длины может позволить себе только женщина с определенными намерениями». Пришлось срочно закатать злосчастные сапоги. Мы шли на важную встречу к серьезным людям, и несерьезные намерения в мои планы совсем не входили. «Еще чуть ниже!» – командовала Петра. Я подчинялась. «Отчего вы носите такие сапоги? Разве это красиво?» – ворчала Петра, помогая мне подвернуть грубую кожу. «Тепло, – слукавила я, – колени не мерзнут».
«Почему мне нравятся высокие сапоги?» – спросила я приятельницу-психолога. «Ищи подсказку в модных идолах детства», – посоветовала она.
Пришлось порыться в подсознании. Идол почему-то оказался совсем не из мира моды. А из мира кино, как это обычно и бывает. Сообща вынули с подругой из подкорки фильм «Анжелика», который я посмотрела впервые в возрасте 11 лет (поворотный момент в жизни юной женщины), и вспомнили Мишель Мерсье в роскошной белой рубашке с пышными рукавами и кружевами, узких брючках и сапогах-ботфортах. Вот оно откуда взыграло-то?
Да что у меня! У полстраны. Многие дамы на постсоветском пространстве, играющие сегодня не последнюю роль на политической арене, сделали такой стиль одежды серьезным аргументом в споре с политиками-мужчинами.
Вот Юлия Тимошенко приехала в Москву подписывать контракт по газу┘ в скромном черном платье. С замком на спине до пятой точки. Очень обольстительно. Кстати, и это платье, и еще значительная часть гардероба Юлии Тимошенко – все от той же «Неукротимой Анжелики». Ее розово-миндальное платье с белым круглым воротничком – а-ля Анжелика в платье на своем обручении. Пышные рукава и узкая талия серого платья – а-ля Анжелика в трауре по Жофре.
Неукротимая Анжелика. Анжелика и король┘ Ее блондинистые локоны┘ Простите, локоны оставлены для личных вечеринок. Коса – альтернатива стрижке. Здесь в некотором смысле женщина с косой последовала советам мэтров моды. Ведь для женщины-политика голова, в смысле прическа, – это главнее всего.
Приведу слова Вячеслава Зайцева о Хиллари Клинтон: «Когда муж Хиллари Клинтон стал президентом США, то первая леди сразу же обратилась за советом к Маргарет Тэтчер – что ей изменить в своем облике. И Маргарет Тэтчер посоветовала новоиспеченной первой леди укоротить стрижку и осветлить волосы. Женщина-политик должна иметь короткие волосы. Потому что она всегда на виду, а за такой прической легче ухаживать». Хиллари Клинтон последовала советам и старается подражать Маргарет Тэтчер не только в одежде. Обратите внимание на ее публичные выступления. Чем дальше – тем Хиллари все больше и больше будет напоминать леди Тэтчер.
А инаугурационный желтый костюм Мишель Обамы очень напомнил наряд Жаклин Кеннеди. Остановившись на любимой модели Жаклин, нынешняя первая леди продемонстрировала хороший вкус┘ и приверженность типу идеальной жены. Смотревших церемонию, наверное, временами не покидало ощущение, что в распахнутом пальто Мишель Обама приходится холодно на зимнем ветру. На самом деле платье было из такого же теплого материала, что и пальто. Но если мы все подумали о том, что Мишель холодно – значит, так оно и было задумано. Таков посыл нам: Мишель через все пройдет ради любимого мужа. Она – идеальная жена. И настоящая леди, в которой все безупречно. Как говорят, положение обязывает.
Кстати, никто, наверное, не упрекнул бы и Тома Круза, посетившего недавно Москву, в нарушении дресс-кода, если бы он появился перед российскими поклонниками в шапке-ушанке и теплом пальто. Но Круз, проявив завидное уважение к поклонникам, более часа раздавал на приличном морозе автографы без пальто. Очевидно, вспомнив модные тенденции, артист чуть утеплился, под пиджаком была белая рубашка, а под ней – черная водолазка (термо?). Получилось очень стильно. И тут Том Круз невольно (или вольно) скопировал образ голливудских стиляг 70-х.
Но мы начинали с мини-юбки. И вот вам еще одна история из жизни любительниц мини-юбок. Рассказана мне модельером Татьяной Беляковской. В ту пору она работала художником по костюмам на картине Леонида Гайдая и снимала квартиру за городом. Чтобы попасть домой, ей надо было сменить несколько видов транспорта: метро, электричку, автобус┘ Пройти полем и через небольшой лесочек. И вот однажды, припозднившись, она возвращалась домой и заметила, что какой-то мужчина меняет вместе с ней все вышеперечисленные средства передвижения.
Самое время описать, как выглядела в те годы Татьяна: ярко подведенные глаза, юбка-пояс, высокие сапоги на платформе-каблуке, любимая прическа Аллы Пугачевой, водолазка. И┘ хранящее девственность наряда в критических ситуациях макси-пальто. Распахнутое. Для свободы движений.
Миновав поле и лесок, Таня оглянулась и увидела нагоняющего ее мужчину. Того самого. Бежать на десятисантиметровых каблуках было равносильно самоубийству, оставалось одно┘ Резко замахнувшись, она, недолго думая, огрела «насильника» сумкой по голове. В скромной сумке художницы было всего-то: десять баночек с гуашью, десяток кистей и еще полкило косметики, но общий вес ноши оказался для мужчины ощутимым. С ужасом оглядела она рухнувшего к ее ногам «преследователя»┘ Ужас скоро сменился жалостью. «Вы вообще – кто, мужчина?» – запоздало поинтересовалась она у лежащего на земле. «Я живу здесь, – простонал он, махнув в сторону ближнего дома, – на третьем этаже».
С трудом внеся его грузное тело на третий этаж, она позвонила в дверь. Дверь открыла девушка в скромном халате – клон Тани. «Ваш?» – едва справляясь с дыханием, спросила ее Таня. «Мой, тра-та такая-то!» – с вызовом ответила ей девушка.
И дальше случилось то, чего Таня совсем не ожидала. Перед самым носом ее вдруг вырос наманикюренный кулачок. Чудом уклонившись от этого острого кулака, краем глаза Таня успела заметить, как девушка потеряла равновесие и упала на своего мужчину. Выдержать вес двоих Таня уже не смогла и отпустила их в свободный полет. Дальше у Тани появилось второе дыхание: разом перемахнув на сапогах-ходулях через бренные тела, она птицей слетела с третьего этажа, сопровождаемая злобными криками девушки-клона. И очнулась от всего этого кошмара только у своего дома. «За что она меня так?» – долго еще недоумевала она, – неужели из-за мини-юбки?»
«Так вот, – завершая свой рассказ, подытожила для меня Татьяна, – вся эта история обогатила меня еще одним жизненным правилом: «Не хочешь слыть – не старайся казаться! Или назови этот имиджем... и соответствуй!»