Король Хуан Карлос снискал в свое время популярность благодаря широте взглядов, юмору и самоиронии.
Фото Reuters
На последнем приеме в честь Дня Армии, совпавшим с окончанием рождественских и новогодних праздников, где король Испании Хуан Карлос председательствовал в качестве главнокомандующего, журналисты получили явный афронт от монарха. В отличие от предыдущих лет, когда представители СМИ были желанными гостями на этом мероприятии, руководители королевского двора вежливо, но решительно попросили журналистов покинуть помещение сразу после окончания официальной части, за которой последовал коктейль.
Это вызвало явное недовольство пишущей братии, тем более что в последнее время подобное происходит не в первый раз. Так, во время недавней встречи короля с руководителями дипломатических миссий журналистов просто не допустили в зал. А на приеме в честь Национального дня Испании 12 октября их и вовсе не аккредитовали, выборочно пригласив лишь некоторых в приватном порядке. Между тем в прошлом испанский монарх всячески старался расположить журналистов к себе, пуская в ход свойственное ему обаяние.
Отношение Хуана Карлоса к СМИ изменилось после того, как в последнее время те стали менее почтительно писать о нем и членах его семьи. Так, незадолго до Дня Армии испанский суд оправдал журналистов, которые написали о том, что, находясь на охоте в России, король застрелил медведя по кличке Митрофан, который практически был ручным. Причем до вывода зверя под ствол монарха напоили водкой. Этот эпизод, хотя и был опровергнут Королевским двором и российскими властями, вызвал большое недовольство в стране. И не только у защитников животных. В Испании давно задаются вопросом: не слишком ли роскошно отдыхает монарх, утоляя свою ставшую скандальной охотничью страсть?
Вообще многих волнует вопрос: откуда у монарха, который к моменту вступления на трон в 1975 году не имел состояния, появился немалый капитал? Своеобразным отражением этого интереса стал такой эпизод. Когда правительство в прошлом году приняло решение выплачивать родителям за каждого нового ребенка по 2,5 тыс. евро, сатирический журнал Jueves опубликовал на обложке карикатуру, в которой наследник Фелипе и принцесса Летисия были изображены, занимающимися любовью на брачном ложе. Над карикатурой большими красными буквами было написано: «2,5 тысячи евро за ребенка». Далее текст воспроизводит слова принца: «Представляешь, мы это получим, если ты забеременеешь». Принцесса отвечает: «Наконец-то мы занялись настоящей работой!» Суд над сотрудниками Jueves прошел в конце прошлого года. Журналистов тоже фактически оправдали.
Весьма успешные финансовые операции мужей королевских дочерей, которым, конечно же, способствует их положение, также подливают масла в огонь. Тем более что на содержание короля и его двора государство выделяет немалые суммы. В прошлом году эти ассигнования составляли 8,6 млн. евро (для сравнения: годовая зарплата председателя правительства равняется 92 тыс. евро). Примечательно, что в разгар экономического кризиса, когда правительство заморозило расходы своих сотрудников, оно же вновь увеличило ассигнования королевскому двору. Вопреки протестам многих депутатов они возросли на 2,7%.
Широко бытующее в мире представление о том, что монархия в Испании пользуется безоговорочной поддержкой, не соответствует действительности. Конечно же, значительное их число – по данным опросов, от 75% и выше – признает короля Хуана Карлоса как главу государства и высоко ценит его. Но в Испании явно нарастает число противников монархии как таковой и самого короля. Это сторонники республиканского правления, некоторые (правда, далеко не все) придерживаются левых взглядов, многие – националисты из регионов, особенно в Стране Басков и Каталонии. Они не просто относятся к королю непочтительно, но выдвигают против него, его родственников да и вообще против института монархии весьма острые обвинения. Главное: что на королевский трон Хуана Карлоса фактически «посадил» Франко, и это решение после смерти диктатора не было вынесено на референдум. Есть и немало других обвинений, перечислять которые не будем.
Конфликт с журналистами ничего хорошего монархии не сулит. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Но и среди сторонников короля много таких, кто не является монархистом по своим убеждениям. Значительная часть их «хуанкарлисты» – сторонники нынешнего монарха, потому что признают его важный личный вклад в то, что Испании удалось после смерти Франко в 1975 году мирным путем, без особых потрясений, демонтировать диктаторские порядки и установить демократический строй. Но время идет, и это забывается.
Молодежь о былых заслугах короля вообще мало наслышана, видит только, что он и особенно некоторые его родственники живут на слишком широкую ногу. А потому все более жестко реагирует на промахи монарха и членов его семьи, которые в недавнем прошлом были очень аккуратны в своем поведении, считаясь с общественным мнением. Это приводит к тому, что молодые люди все чаще устраивают антимонархические демонстрации, сжигают портреты короля, требуют установления Республики. Их часто судят, но обычно оправдывают, относя такие действия к свободе слова и выражения. А СМИ, естественно, об этом охотно сообщают.
На этом фоне обида на журналистов короля Хуана Карлоса, снискавшего в свое время популярность благодаря широте взглядов, юмору и самоиронии, выглядит, как сейчас принято выражаться, «непропорциональной». А главное – не сулящей монархии Бурбонов ничего хорошего.
Валенсия