Никаких электрических лампочек. Только свечи.
Святки – 12 дней от Рождества до Крещения. И две ночи на Святках – самые что ни на есть гадательные: на Васильев день и на само Крещение. А проще говоря, в ночь на Старый Новый год – с 13 на 14 января – и в ночь с 18 на 19 января.
Помните, в V главе «Евгения Онегина», целиком посвященной святочным гаданиям: Татьяна «по совету няни, сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть».
Надо было обладать большой смелостью, чтобы решиться на гадание в бане. Из того, что приказано было накрыть стол на два прибора, можно заключить: Татьяна, по примеру своей литературной предшественницы Светланы, собиралась гадать на зеркалах. Однако даже та не решилась делать это в бане: по народным поверьям, там обычно во «мгле крещенских вечеров» отсиживалась в тепле нечистая сила.
Но именно это и придавало особую пикантность гаданиям в бане, и из крестьянских (или дворовых) девушек решались на них только самые отчаянные или уже опытные. Вот как описывает эту ворожбу крупнейший знаток старинных русских обычаев академик Иван Петрович Сахаров, автор книги «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков», которую высоко оценивал Пушкин.
«Отворив дверь бани, девушки обнажали некоторые части тела и говорили под прикрытием сумрака довольно несвойственную для девушек, а тем более – для девственниц, фразу с предложением прикоснуться рукой к обнаженной части тела: «Шани (т.е. люби) меня, мани меня по голой попище мягкой ручищей» или: «Мужик богатый, ударь по жопе рукой лохматой». Об этом обычае были прекрасно осведомлены деревенские парни, так что они заранее прокрадывались в баню, где с удовольствием хлопали «по голой попище» и с еще большим удовольствием шановали, если удавалось или если заранее договаривались.
Главная цель – предугадать суженого. Фото ИТАР-ТАСС |
У Татьяны не хватило духу выполнить свой замысел. Она предпочла нечто попроще – «вещий сон», для чего, укладываясь спать, положила под пуховую подушку девичье зеркало.
Ворожба на зеркалах была одной из наиболее распространенных и, если можно так выразиться, многовариантной. Один из простейших способов описан Пушкиным все в той же пятой главе «Евгения Онегина»:
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо,
так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице
выходит,
На месяц зеркало наводит...
А вот другое гадание, которым занималась Татьяна, страстно желая предугадать своего суженого, – собственно, все святочные гадания девушек были посвящены этой цели.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней.
Бьюсь об заклад, что не только школьники, «проходящие» в наши дни «Евгения Онегина», но даже многие их преподаватели вряд ли смогут объяснить подлинный смысл этих пленительных стихов.
Гадания на воске или под песенки подблюдные были наиболее простыми, а потому наиболее распространенными. В сумерках (а они в это время года наступают рано), под неверный свет лучины «ярый воск топили», то есть воск белый, чистый, и разливали его на блюде с водой. Причудливые узоры давали богатейшую пищу для фантазии. Самым радостным считалось увидеть очертания кольца – это предвещало замужество. Во втором же случае кольца, но уже настоящие, а также серьги складывали все в то же блюдо, наполненное водой, покрывали «белым платом» и затем доставали наудачу, как лотерейный выигрыш. Чье кольцо или серьга выуживались, тем девицам замуж выходить. При этом обязательно пелись особые заклинательные «подблюдные» песни, ну, например, как у Пушкина:
Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поёшь, тому добро
И слава!
Вообще всевозможных гаданий на Руси существовало великое множество. Но как забыли мы напрочь, что такое сбитень, и начинаем забывать понемногу, каков на вкус переживший века квас, так забыли и забываем свое кровное, родное, пусть это даже такая невинная забава, как гадания. Любой школьник растолкует вам, что согласно восточному календарю наступил год Желтого Быка (кстати, в русском народном творчестве персонажа ничем не приметного), но попробуйте спросить девицу на выданье, что значит «кормить счетным курицу зерном» или «снег полоть», как гадают по зеркалу или ворожат на яйцах, – пожмет плечами или закатится в смехе.
Не обольщаясь надеждой возродить «преданья простонародной старины», один из способов гадания в зеркале предложу вашему вниманию. И сравните сами, что интереснее: читать кем-то составленный гороскоп или своими глазами увидеть образ будущего супруга.
«Сбираясь гадать в зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала, одно большое, другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое зеркало ставят на столе, против него маленькое; гадающая садится перед зеркалом, обставленным свечами... В это время в зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал. Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается загадываемый предмет. Суженая, бодрая и смелая, рассматривает все черты лица, платье и другие его предметы.
Когда она кончит свой обзор, тогда кричит: «Чур сего места!» При этом чурании привидение вдруг исчезает... Самое важное обстоятельство в этом гадании есть слова: «Суженый, ряженый! Покажись мне в зеркале» и мысль о нем до появления двенадцатого зеркала». (И.Сахаров, «Сказания русского народа», С.-Петербург, 1885).
А что, милые девицы-красавицы: не отложить ли вам в сторону все эти гороскопы и попробовать, как делали встарь ваши прапрапрабабушки? Не забудьте, что ночь на Васильев день уже прошла и осталась ночь на Крещение. С 18 на 19 января. Смотрите не прозевайте, авось да сбудется!