0
980
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.01.2009 00:00:00

Шиворот-навыворот

Тэги: кризис, минэнерго, бензин, цены


кризис, минэнерго, бензин, цены Логика правительства и нефтяников такова: автомашин на улицах пока не стало меньше, значит, покупают сверхдорогой бензин и будут покупать.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В начале года принято думать о новых проектах. Автодилеры понимают эту истину по-своему и начинают рассылки новых прайс-листов. Получил такой прайс-лист и я. Вначале обрадовался – ведь в недавнем телерепортаже на одном из официальных каналов показывался сюжет из Бельгии, где по цене одного уже продают два автомобиля. Однако выяснилось, что кризис в Европе, хотя он охватывает и Россию, мало что поменял в поведении московских коллег бельгийского дилера. Они повели себя иначе. К моему удивлению, ценники на иномарки выросли на пару десятков процентов. А на отечественные – скоро поднимутся. Как мне разъяснили, причина этого явления – опять-таки кризис. Стало быть, продавать будут меньше, но дороже. Этой логике и намерены последовать российские автопроизводители. Тем более что конвейеры на автозаводах уже останавливаются – производить действительно будут меньше. Вся проблема наших доморощенных экономистов в оценке спроса населения. Почему-то все уверены, что спрос и в кризисе останется тем же. Не пугают даже статистические сведения о росте безработицы на 300 тыс. человек, или на целых 15%, за какие-то полгода.

Не радуют россиян, еще сохранивших зарплату, и производители бензина. Цена на бензин, конечно, все-таки начала несколько снижаться после неимоверных усилий нашего антимонопольного ведомства, да и то пока она выше, чем в США. Разумеется, цена на нефть и, следовательно на нефтепродукты – вещь не только экономическая, но и психологическая. Ведь потребление нефти в мире пока упало только на полпроцента, а ее цена снизилась уже в три раза. Возможно, что наши переработчики нефти более адекватно реагируют на рыночную ситуацию. Впрочем, премьер Путин объясняет этот парадокс высокой налоговой нагрузкой на нефтяные компании. По поводу вопроса о стоимости бензина премьер-министр рассказал во время своего последнего диалога с россиянами, что именно сокращение налогов для нефтяных компаний позволит снизить цены на топливо на внутреннем рынке. Он отметил, что из-за падения мировых цен на нефть нефтяные компании терпят убытки, в настоящее время с каждой экспортируемой тонны убыток составляет 68 долл. В этих условиях нефтяные компании «стараются сохранить доходы за счет внутренних потребителей», и, по словам премьера, «это тоже политика государства». Как он пояснил, таким образом за счет людей с относительно большими доходами, тех, кто может позволить себе иметь машину, государство пополняет бюджет в пользу тех, кто остро нуждается. Спрашивается, а кто сейчас в России не имеет автомашину? Пожалуй, только бомжи. Поэтому смело можно утверждать, что неадекватные реальной ситуации на рынке цены на бензин бьют по многим россиянам и прежде всего по среднему классу, который является хребтом многих экономик мира, в том числе и российской. Логика правительства и нефтяников такова: автомашин-то на улицах Москвы да и других городов пока не уменьшилось. Значит, покупают сверхдорогой по нынешним меркам бензин и будут покупать.

Мы явно выбираем свой путь в экономике, этому поветрию оказались подвержены и чиновники. А это уже тревожит. Например, в начале декабря появилась информация со ссылкой на Минэнерго, что переход на евростандарты топлива в РФ может быть отложен на два года. Это предусмотрено в проекте новой редакции технического регламента по топливу, который уже внесен в правительство. Речь идет об изменениях в постановлении правительства РФ от 27.02.08 № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно документу, выпуск бензина стандарта Евро-2 в России продлевается до 31 декабря 2010 года (согласно прежней редакции, его производство должно было прекратиться 31 декабря 2008 года), Евро-3 – до 31 декабря 2011 года (ранее планировалось до 31 декабря 2009 года), Евро-4 – до 31 декабря 2014 года (ранее – до 31 декабря 2012 года). Как выяснилось, корректировки производятся по просьбе нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов. Идея притормозить реализацию технического обновления по причине кризиса не новая, и кое-где в Европе ее тоже пытаются протолкнуть. Например, на днях федеральный министр экономики Германии Глосс предложил отложить реализацию правительственных планов по охране окружающей среды, чтобы снизить нагрузку на промышленность. Это его предложение было раскритиковано известным немецким экономистом Оттмаром Эденхофером, который призвал инвестировать как раз антициклически. Известно, что во всем мире кризис представляет собой благоприятный повод для обновления оборудования, но не в России. Наши заводчики и в условиях кризиса лучше сэкономят на персонале, но не на своих прибылях, которые, увы, направляются главным образом не на производственные нужды. Непонятно одно – по какой причине правительственное учреждение решило пойти на поводу у горе-нефтяников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
967
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
690
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
953

Другие новости