Счастливые обладательницы экологических авосек от британского дизайнера Ани Хиндмарч.
Источник: thisislondon.co.uk
Когда английский ученый Джеймс Лавлок выдвинул в 1979 году «гипотезу Геи», ставшей знаменитой (Гея – греческая богиня Земли), утверждая, что Земля – один живой саморегулирующийся организм, а человек – органичная часть этого единого дышащего существа, образ «живой Земли» воспринимался в 80-е скорее как литературная метафора. Сейчас, через четверть века, – как руководство к действию...
В апреле прошлого года очередь за сумками работы британского дизайнера Ани Хиндмарч, гуру в мире сумок, стояла с двух часов ночи. Чтобы заполучить досрочно сверхмодную новинку сезона, в ход шли даже взятки. (Именно ее аксессуары стали одним из предметов культа для героинь культового сериала «Секс в большом городе»).
Но на этот раз это была не роскошная новинка сезона. И столпотворение было не у эксклюзивных бутиков, а у обычных британских продуктовых супермаркетов. За простой сумкой для ежедневных покупок с надписью – I'm Not A Plastic Bag («Я не полиэтиленовый пакет») стоимостью в пять фунтов. И это при том, что стоимость изделий этого дизайнера доходит до тысячи и более долларов. 20 тыс. экземпляров I'm Not A Plastic Bag были распроданы в Англии за считанные часы. В лучших советских традициях – по одной штуке в руки.
Оригинальные экземпляры сразу же стали редкостью, на электронном аукционе цена вскоре достигла 200–400 фунтов, которые модницы мира, не колеблясь, платили. Достигла сумка века и России, где продается «всего» за три тысячи «с хвостиком» рублей под названием «Экосумка Anya Hindmarch».
Как рассказывала Аня, проект возник в содружестве с группой экологического движения We Are What We Do («Мы – то, что мы делаем»). Так родилась идея использовать влияние моды, чтобы «сделать модным не использовать полиэтиленовые пакеты».
Но производство сумки было размещено в Китае – и транспортировка за тысячи километров было не лучшим экологическим решением. А в некоторых странах сумка «для сохранности» была обернута в несколько слоев целлофана или упакована в полиэтиленовый пакет! Но несомненно одно. Сумка I'm Not A Plastic Bag уже стала символом, разбудив моду и интерес к этическому взаимоотношению с окружающей средой. Пожалуй, можно сказать, что это дизайнерское изделие уже вошло в историю как один из символов новой эпохи. Как предрекают, «авоська от Ани» может скоро стать экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Ничего удивительного. По данным, которые приводит Международный фонд защиты животных IFAW, в год производится от 500 млрд. до 1 трлн. пластиковых пакетов! И только менее 1% этого количества перерабатывается. Если же вы используете холщовую сумку, то сокращаете этот показатель в среднем на шесть пакетов в неделю, около 24 в месяц, 288 в год. То есть если даже только каждый пятый житель России (считая, что население страны около 140 млн. человек) сделает свой выбор в пользу холщовой сумки, за один год мы сэкономим 8 064 000 000 пакетов.
В преддверии Нового года волей-неволей задумаешься: насколько нужна нам вся эта мишура, привычные яркие упаковки и многочисленные пакеты. Ведь полиэтилен – чужеродное тело для Земли. Легкие Геи (и наши) уже почти полностью забиты... Несколько сотен лет уходит на растворение в почве одного полиэтиленового пакета...
На смену эпохе сознательного потребления идет эпоха осознания потребления. Устав от погони за материальным, люди хотят меньше, а не больше; люди хотят впечатлений, долголетия и здорового образа жизни, а не новых и новых приобретений. Концепция Геи стала реальностью. Необходимое, а не избыточное – вот символ века нового аскетизма и минимализма. Этот подход становится девизом времени и стиля жизни в самых неожиданных сферах человеческого существования. Так, в одной из модных лондонских парикмахерских воссоздана аскетичная простота послевоенной парикмахерской 50-х...
Ее величество королева Британии Елизавета II теперь также вынуждена задуматься об экологической моде. Фото Reuters |
Этическое направление становится официально признанной тенденцией в мире высокой моды. Зеленый цвет называют «новым черным»... На подиумах Парижа, Нью-Йорка, Лондона одно за другим проходят экошоу. Знаменитые и начинающие модельеры представляют коллекции из экологически чистых тканей «земных» цветов, изготовленных из волокон, выращенных без использования пестицидов, химических красителей, отбеливателей и других токсичных материалов (ткани из органического хлопка, конопли, бамбука, сои и даже из волокна сосны и листьев морских растений).
Принципы этической моды, экокультуры одежды формируются на наших глазах... Что нас ждет? Возможно, возвращение к неторопливой моде бабушек – осенние и весенние коллекции года сменятся коллекциями «пятилетки»... Любимые духи «от Армани» – в скромной и невидной упаковке...
Внимание не только к использованию экологически чистых материалов, но и к рациональной моде. Это восстановление и распространение традиционных старинных способов производства и натурального окрашивания одежды, возвращение к долговечной одежде взамен тиражирования «одноразовой моды». Это и поиск новых источников экотекстиля. Уже широко и всерьез обсуждается концепция нулевого отхода материала – новаторская технология, позволяющая минимизировать потери ткани при дизайне и последующем производстве (что обычно составляет до 15% материала).
Частью экологической моды становится винтаж-стиль. Вторая жизнь одежды наших мам и даже бабушек. В Англии открываются экологические бутики, где продается отремонтированная одежда 10–40-летней давности, которая пылилась в шкафах, предметы одежды, сшитые модельерами из тканей, собранных на «блошиных» рынках, – например, из старинных кружев. Продаются и экоукрашения, сделанные из природных материалов – дерева, морских ракушек и т.п.
Во многих западных продуктовых магазинах за полиэтиленовые пакеты стали брать деньги. А на самых видных местах висят многоразовые продуктовые сумки, один из вариантов которых сильно смахивает на многократно осмеянную и забытую с советских времен авоську. Только более ярких расцветок...
Несомненно одно. Концепция fast fashion большого города, убыстряющаяся смена гардероба-однодневок однозначно начинает восприниматься как немодная и неэтичная. Вот и ее величество королева Британии Елизавета II минувшей осенью уже появлялась в платье, сшитом из ткани... 20-летней давности. Узорчатая серебристая парча была подарком ближневосточных монархов, хранилась в шкафу Букингемского дворца.
Лондон