0
2144
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.12.2008 00:00:00

Авоськи для спасения Геи

Симона Пустильник

Об авторе: Симона Пустильник - кандидат биологических наук, член Британского общества истории науки.

Тэги: потребление, общество, экология


потребление, общество, экология Счастливые обладательницы экологических авосек от британского дизайнера Ани Хиндмарч.
Источник: thisislondon.co.uk

Когда английский ученый Джеймс Лавлок выдвинул в 1979 году «гипотезу Геи», ставшей знаменитой (Гея – греческая богиня Земли), утверждая, что Земля – один живой саморегулирующийся организм, а человек – органичная часть этого единого дышащего существа, образ «живой Земли» воспринимался в 80-е скорее как литературная метафора. Сейчас, через четверть века, – как руководство к действию...

В апреле прошлого года очередь за сумками работы британского дизайнера Ани Хиндмарч, гуру в мире сумок, стояла с двух часов ночи. Чтобы заполучить досрочно сверхмодную новинку сезона, в ход шли даже взятки. (Именно ее аксессуары стали одним из предметов культа для героинь культового сериала «Секс в большом городе»).

Но на этот раз это была не роскошная новинка сезона. И столпотворение было не у эксклюзивных бутиков, а у обычных британских продуктовых супермаркетов. За простой сумкой для ежедневных покупок с надписью – I'm Not A Plastic Bag («Я не полиэтиленовый пакет») стоимостью в пять фунтов. И это при том, что стоимость изделий этого дизайнера доходит до тысячи и более долларов. 20 тыс. экземпляров I'm Not A Plastic Bag были распроданы в Англии за считанные часы. В лучших советских традициях – по одной штуке в руки.

Оригинальные экземпляры сразу же стали редкостью, на электронном аукционе цена вскоре достигла 200–400 фунтов, которые модницы мира, не колеблясь, платили. Достигла сумка века и России, где продается «всего» за три тысячи «с хвостиком» рублей под названием «Экосумка Anya Hindmarch».

Как рассказывала Аня, проект возник в содружестве с группой экологического движения We Are What We Do («Мы – то, что мы делаем»). Так родилась идея использовать влияние моды, чтобы «сделать модным не использовать полиэтиленовые пакеты».

Но производство сумки было размещено в Китае – и транспортировка за тысячи километров было не лучшим экологическим решением. А в некоторых странах сумка «для сохранности» была обернута в несколько слоев целлофана или упакована в полиэтиленовый пакет! Но несомненно одно. Сумка I'm Not A Plastic Bag уже стала символом, разбудив моду и интерес к этическому взаимоотношению с окружающей средой. Пожалуй, можно сказать, что это дизайнерское изделие уже вошло в историю как один из символов новой эпохи. Как предрекают, «авоська от Ани» может скоро стать экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Ничего удивительного. По данным, которые приводит Международный фонд защиты животных IFAW, в год производится от 500 млрд. до 1 трлн. пластиковых пакетов! И только менее 1% этого количества перерабатывается. Если же вы используете холщовую сумку, то сокращаете этот показатель в среднем на шесть пакетов в неделю, около 24 в месяц, 288 в год. То есть если даже только каждый пятый житель России (считая, что население страны около 140 млн. человек) сделает свой выбор в пользу холщовой сумки, за один год мы сэкономим 8 064 000 000 пакетов.

В преддверии Нового года волей-неволей задумаешься: насколько нужна нам вся эта мишура, привычные яркие упаковки и многочисленные пакеты. Ведь полиэтилен – чужеродное тело для Земли. Легкие Геи (и наши) уже почти полностью забиты... Несколько сотен лет уходит на растворение в почве одного полиэтиленового пакета...

На смену эпохе сознательного потребления идет эпоха осознания потребления. Устав от погони за материальным, люди хотят меньше, а не больше; люди хотят впечатлений, долголетия и здорового образа жизни, а не новых и новых приобретений. Концепция Геи стала реальностью. Необходимое, а не избыточное – вот символ века нового аскетизма и минимализма. Этот подход становится девизом времени и стиля жизни в самых неожиданных сферах человеческого существования. Так, в одной из модных лондонских парикмахерских воссоздана аскетичная простота послевоенной парикмахерской 50-х...


Ее величество королева Британии Елизавета II теперь также вынуждена задуматься об экологической моде.
Фото Reuters

Этическое направление становится официально признанной тенденцией в мире высокой моды. Зеленый цвет называют «новым черным»... На подиумах Парижа, Нью-Йорка, Лондона одно за другим проходят экошоу. Знаменитые и начинающие модельеры представляют коллекции из экологически чистых тканей «земных» цветов, изготовленных из волокон, выращенных без использования пестицидов, химических красителей, отбеливателей и других токсичных материалов (ткани из органического хлопка, конопли, бамбука, сои и даже из волокна сосны и листьев морских растений).

Принципы этической моды, экокультуры одежды формируются на наших глазах... Что нас ждет? Возможно, возвращение к неторопливой моде бабушек – осенние и весенние коллекции года сменятся коллекциями «пятилетки»... Любимые духи «от Армани» – в скромной и невидной упаковке...

Внимание не только к использованию экологически чистых материалов, но и к рациональной моде. Это восстановление и распространение традиционных старинных способов производства и натурального окрашивания одежды, возвращение к долговечной одежде взамен тиражирования «одноразовой моды». Это и поиск новых источников экотекстиля. Уже широко и всерьез обсуждается концепция нулевого отхода материала – новаторская технология, позволяющая минимизировать потери ткани при дизайне и последующем производстве (что обычно составляет до 15% материала).

Частью экологической моды становится винтаж-стиль. Вторая жизнь одежды наших мам и даже бабушек. В Англии открываются экологические бутики, где продается отремонтированная одежда 10–40-летней давности, которая пылилась в шкафах, предметы одежды, сшитые модельерами из тканей, собранных на «блошиных» рынках, – например, из старинных кружев. Продаются и экоукрашения, сделанные из природных материалов – дерева, морских ракушек и т.п.

Во многих западных продуктовых магазинах за полиэтиленовые пакеты стали брать деньги. А на самых видных местах висят многоразовые продуктовые сумки, один из вариантов которых сильно смахивает на многократно осмеянную и забытую с советских времен авоську. Только более ярких расцветок...

Несомненно одно. Концепция fast fashion большого города, убыстряющаяся смена гардероба-однодневок однозначно начинает восприниматься как немодная и неэтичная. Вот и ее величество королева Британии Елизавета II минувшей осенью уже появлялась в платье, сшитом из ткани... 20-летней давности. Узорчатая серебристая парча была подарком ближневосточных монархов, хранилась в шкафу Букингемского дворца.

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1158
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2992
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2104
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1673

Другие новости