0
1404
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

Поезд за счастьем

Тэги: мигранты


мигранты Уезжают все с надеждой.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

«Риба, риба, минвода-а-а, колбаса, сигареты, во-о-одка!», – мимо, уже наверное, в сотый раз, по вагону тяжко протопала неопределенного возраста женщина, таща в руках несколько сумок с торчащими из нее палками колбасы, сигаретами и бутылками. На память о ней остался назойливый запах еды и пота... «Какого черта я взял билет на поезд, да еще на плацкарт?» – тоскливо подумал я.

Чтобы понять и прочувствовать восточный менталитет, его традиции и культуру, совершенно необязательно тратить время и деньги на поездку по странам Центральной Азии, посещение достопримечательностей и фотографирование с обезьянками. Достаточно просто купить билет на поезд Бишкек–Москва.

Путешествие из столицы Киргизии в столицу России начинается с Бишкекского вокзала. Все бегут – челноки с необъятными и неподъемными китайскими сумками, обычные пассажиры, тачечники, таксисты, лишь милиционеры стоят в своих местах, подстерегая жертву.

Далее в программе – штурм вагона. Прорвавшись сквозь толпу, можно наконец занять свое место. Однако здесь начинаются традиционные для данного поезда сложности. Выясняется, что рундук (место для хранения клади под нижней полкой) и третья полка чаще всего уже заняты сумками челноков, при том, что их хозяева могут ехать в другом вагоне.

С отправлением поезда начинается шоу «магазин на диване». Несколько десятков торговок, проходя через весь состав, предлагают нехитрую снедь и вино. В поезде можно купить практически все, что может потребоваться пассажиру в пути, начиная с туалетной бумаги и еды и заканчивая свежими (и не очень) газетами, детскими игрушками, одеждой и батарейками. По ассортименту можно понять географию путешествия: если торговцы начали предлагать рыбу – рядом Аральское море, если шоколад – неподалеку Самара.

Интересная деталь – вера в Аллаха не мешает покупать водку и есть сало большей части пассажиров-мусульман.

По нормам в плацкартном вагоне могут максимум ехать чуть более 50 человек, однако желающих добраться поскорее и подешевле – «зайцев» – много. Они договариваются с проводниками, те берут их за половину официальной цены и предлагают по очереди спать на третьих, предназначенных для багажа, полках. На этот раз вместо 50 человек в одном вагоне ехали 80.

Следуя из Бишкека в Москву, поезд преодолевает две границы – киргизско-казахстанскую и казахстано-российскую, С этим связаны дополнительные трудности. Сначала документы и содержимое сумок проверяют киргизские таможенники, позже – казахские, и наконец российские. Последние считаются самими въедливыми и дотошными. Чаще всего вагоны полны контрабанды – от безобидного китайского ширпотреба до афганского героина или чуйской конопли. Способов провоза незадекларированного товара у челноков множество. Можно «договориться» с таможней, но это дорого, можно спрятать в вагоне – благо мест-тайников в нем предостаточно (в частности, внушительного объема полости между потолком и крышей), а можно поступить и еще проще. К примеру, везущие китайскую одежду челноки раздают по паре спортивных костюмов остальным пассажирам. Те чаще всего соглашаются. В результате чего нередко к моменту появления таможенников пассажиры больше напоминают сборную по какому-нибудь виду спорта. При этом на вопрос служивых: «Эта курточка на три размера меньше вашего, она что – ваша?» – каждый отвечает: «Да, конечно». Удовольствие от обмана представителей власти люди, воспитанные в Советском Союзе, получают огромное. Потом это полпути обсуждается, смакуется каждая деталь.


Никто из прибывших в Москву иностранных рабочих не знает, что ждет его за пределами вокзала.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Досмотр поезда зачастую затягивается на пять-шесть часов. Всю контрабанду найти все равно не удается – в лучшем случае треть. Пока таможенники ищут, пограничники проверяют документы, ошалевшие от дороги, духоты и тряски пассажиры нервно ищут паспорта, минимум у каждого двадцатого необходимых бумаг или нет, или они не в порядке. Начинаются скандалы... Все это время поезд стоит, туалеты закрыты, выход наружу запрещен – режимная зона как-никак. Люди сидят и терпят. Дети плачут, взрослые хмуро молчат и нервно поглядывают на часы. Как только поезд трогается, у туалетов выстраивается огромная очередь...

Для трудовых мигрантов (а их в поезде обычно не менее половины) дорога превращается в постоянное общение с людьми в мундирах. Именно их документы в первую очередь проверяют транспортная милиция, таможенники и прочий люд с заветными красными корочками в руках. Общение это чаще всего является обыкновенным вымогательством – надорвана страничка в паспорте, размыта подпись, фотография криво приклеена или владелец на нее не очень похож, итог один: «Плати, а то высадим». Зарабатывающие таким образом «товарисчи» из всякого рода органов зачастую придумывают самые необыкновенные основания для того, чтобы получить лишнюю копеечку. У автора этих строк дюжий казах в штатском потребовал деньги за провоз нескольких компакт-дисков и флешек: «А вдруг ты везешь секретную информацию... высажу тебя на станции, проверю содержимое... тогда, может, и отпущу, ну... или договоримся».

Подобный беспредел царит прежде всего на так называемых киргизских поездах – то есть в тех составах, в которых работают киргизские проводники. В составах, формируемых российскими РЖД, порядка больше. Проводники-россияне не пускают в свои вагоны большую часть разного рода «проверяющих», самостоятельно выкидывают «зайцев» наружу и чисто моют туалеты.

Посещение последних, кстати, отдельная история: выстояв длинную очередь (сказывается переполненность вагона), человек оказывается внутри, и... важно не потерять равновесие, а также куда-нибудь не встрять. Отхожие места в киргизских составах на редкость грязны и к частым визитам не располагают.

Через 75 часов и пять тысяч километров, неторопливо проехав киргизские горы, казахские пустыни и степи, российские леса и поля, поезд привозит в Москву более полутысячи человек. Все они едут в поисках лучшей доли. После такого пути остальные препятствия кажутся им несущественными.

Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости