Раз нажал кнопку – и миллион в твоем кармане. Другой нажал – еще один миллион.
Фото PetraSoft
Страшнее человека зверя нет. И первый для эпохи глобализации мировой финансовый кризис иллюстрирует этот факт с ясностью слепящего глаза солнца в безоблачный день. Жадность, азарт, жажда наживы, помноженные на имманентный идиотизм, простодушие и легкомыслие людей, снова демонстрируют свои более чем впечатляющие плоды, в который раз доказывая несостоятельность тезиса о рациональной природе человека.
Впрочем, критика этого тезиса по нынешним временам не содержит ничего нового. Много интереснее поразмышлять, какими новыми гранями засверкало иррациональное в человеке. В особенности в последнее столетие, когда упомянутые грани идиотизма преломляются и сверкают по одной элементарной и чисто утилитарной причине: благодаря достижениям науки и техники, пик которых пришелся на XX век, стремительно меняется мир вещей и машин вокруг человека, а с ним меняются и формы человеческой глупости, невежества и ограниченности.
Можно сказать даже сильнее: изменяются их содержание и глубина. Глупость становится глупее, невежество глубже, а ограниченность масштабнее. Да и ум, надо сказать, недалеко от них уходит. К примеру, рождение кино резко снизило планку человеческой культуры. Если гоголевский Петрушка находил упоение в сложение слов из букв, то Петрушки XX века переживали не менее глубокие эмоции, приходя табунами и стадами в кинозалы и уже ничего не складывая, а просто завороженно пялясь в белое полотно киноэкранов. И кино, экспоненциально увеличив частоту возникновения и массу людских скоплений, сыграло выдающуюся роль в формировании двух тоталитарных чудовищ прошлого века. Автор одного из них определенно понимал, что говорил, называя «кино важнейшим из искусств».
Моментальный «снимок» всемирной паутины: так визуально выглядела интенсивность общения в сети пять лет назад – 22 ноября 2003 года. |
Телевидение внесло новые дополнительные краски. И быть бы еще большему оруэлловскому безумию, да спас домашний характер телевизора – в комнатном уюте Дома происходящее на экране не резонирует с толпой по причине ее отсутствия. Поэтому, к его счастью, человечество избегло возникновения сносящей все живое обратной связи в послевоенном телевизионном мире по чисто технической причине. Да и память о пекле Второй мировой войны была еще жива в годы рождения и массового распространения телевидения.
Но, как всем известно, наука и техника не стояли на месте, и их просто фантастические достижения в деле миниатюризации устройств по обработке информации привели к возникновению мощных персональных компьютеров, а с ним и интернета┘ И Демон интернета (плюс дистанция уже в два поколения, отделяющая нас от Второй мировой войны) порождает новые нешуточные опасности.
Во-первых, благодаря именно ему упомянутая чуть выше разрушительная обратная связь проникает уже в Дом, возбуждая и усиливая виртуальные безумства толпы. Все это оборачивается уже далеко не виртуальными потрясениями, на что и намекает (пока) проистекающий на наших глазах глобальный мировой финансовый кризис.
Во-вторых, безобидная сплетница, наводящая панику только на свою родную деревню, превратилась с помощью интернета в Монстра, способного поставить на уши если не весь мир, то немалую его часть. И с этим Монстром нельзя ничего сделать. Это когда-то можно было «c горя начать чудесить и гонца велеть повесить». Интернетовский же Монстр неуязвим, ибо он везде и нигде.
И, в-третьих, интернет не только расширяет и без того огромное пространство идиотизма, он еще и генерирует его атомы, все больше отделяя человека от пространства реальных событий. И более всего это видно по бизнесу. Вся эта бесконечная череда деривативов, РЕПО, свопов и т.п., являющихся, по существу, энными производными от простой операции купли-продажи, доводит ее с помощью интернета до того, что современный человек начинает оперировать с Пустотой. А ведь недаром когда-то было сказано, «что Природа не терпит Пустоты».
Но что человеку, возбужденному виртуальным пространством интернета, до всех этих аристотелевских штучек. Ведь раз нажал кнопку – и миллион в твоем кармане. Другой нажал – еще один миллион. И виртуальная интернетовская пирамида растет, пока не рушится под собственной тяжестью, превращаясь во вполне реальные осколки в виде агрессивных, ничему так и не научившихся новых неудачников, готовых винить в своих бедах кого угодно, только не самих себя, тем самым пополняя и без того уже многочисленную армию жаждущих нового передела мира взбесившихся плебеев.
Страшнее человека зверя нет. Спаси его, Господи.