Выставка – это не только конкуренция, но и возможность найти новых друзей.
Фото Алены Артамоновой
– И не забудьте потереть цацкой!
– Не забуду, – смеюсь я в трубку. Все-таки «выставочные» хозяева собак – совершенно отдельная порода людей. Нет, это не описка – собаке все равно, выставочная она или нет, движущей силой тут является владелец. И сертификаты соответствия чемпиону красоты (Certificat d'Aptitude au Championnat, CAC) вполне органично в соответствии с амбициями последних в народе называются «цацками».
– Вам справку на какое число?
– Да на эти выходные, в Питер.
– Я чего спрашиваю, перед вами просили на шестое.
Четыре часа утра, мы сидим в кабинете ветеринара по поводу справки № 4.
– Перед нами?
– Да, до четырех никого не было, а после – вы уже вторые.
4.25, отмечаю выезд из города пирожком с лососем, купленным на заправке. На пассажирском сиденье клюет носом наш бессменный болельщик – заводчица Вера. Держится только потому, что не выходит откинуть спинку сиденья. Все заднее сиденье, закрытое гамаком, отдано беззастенчиво сопящей собаке. Вообще надо отметить, все в моей жизни «выставочного» владельца подчинено любимому хобби, особенно автомобиль: багажник никогда не бывает пустым, в нем получили вечную прописку игрушки, миски и раскладной стульчик, а заднюю часть салона навсегда скрыл непромокаемый гамак умеренно веселой расцветки.
Вере удалось победить кресло, и я с завистью искоса поглядываю на сопящий дуэт. За стеклом пока все равно мало что видно, кроме куска дороги, освещаемого фарами нашей машины и редких попутчиков. Постепенно накрывает сознание собственного героизма и жалость к себе, утешаюсь словами из анекдота «я стойкая, я целеустремленная┘», с неба капает что-то невнятное и размазывается по лобовому стеклу щетками дворников.
– Вера, вы же сказали, что помните, где это!..
– Юля, чего вы ругаетесь?..
– Я не ругаюсь, я паникую!
Оказывается, в Питере есть места, где GPS сходит с ума. Об этом мне позже сообщит наш радушный местный «родственник» по собачьей линии, а пока мы делаем лишний круг почета в попытке доехать до места назначения.
На парковке собака уже не верит своему маленькому собачьему счастью и тихонько повизгивает, глядя в окно. Все-таки в жизни на берегу моря есть романтика. Даже на берегу Балтийского моря. Даже поздней осенью. Хотя мелкие, свинцового цвета волны выглядят не слишком оптимистично, зато звучат умиротворяюще. Позже, вечером, уже в темноте, после пары порций мартини, пойдем на прогулку еще раз и будем обсуждать вечные околособачьи темы под аккомпанемент невидимого прибоя.
Прямошерстный ретривер Колкуд Хаус Альенора, Юный чемпион НКП, Юный чемпион России, владелец – арт-директор «НГ» Юлия Миронова. Фото Алены Артамоновой |
– ┘куда ты тянешься!
– Известно, куда, у нас тут печенка!
– У нас свой сыр есть, и вообще она с утра ела┘
– Так в чужой миске всегда вкуснее! – владелица корги протягивает мне кусок печенки.
Моя собака любит выставки. Выставка – это много новых знакомых, с которыми, может быть, выпадет удача поиграть после ринга, много людей, которые гладят и восхищаются, спрашивая, что это за порода┘ И много, много сыра, который пока что ждет своей минуты в моей поясной сумке. И сыра, печенки, курицы, колбасы – чужих, случайных, и от этого еще более вкусных. Чаще вcего, конечно, перепадает от знакомых, но и совершенно посторонние владельцы c моего разрешения сердобольно впихивают лакомые куски в пасть под жалобно-голодными глазами, взамен получая гостинец для своих питомцев. Вообще за лакомством стоит приглядывать и держать его поближе – некоторые собаки деликатностью не отличаются и самостоятельно решают, что вон тот кулечек с сыром или курицей вполне достоин их внимания. Наружу обычно остается торчать только краешек пакетика, в остальном скрывшегося за зубами, – он да стенания ограбленного выдают факт преступления. Правда, справедливость торжествует всегда – бдительный хозяин вытаскивает из пасти собаки слегка пожеванное лакомство вместе с упаковкой и возвращает законному владельцу с извинениями под обоюдный смех.
Мы стоим у ринга в ожидании своего времени. Рядом девушка с золотистым ретривером что-то нашептывает ему на ухо – настраивает на победу. Золотистый ретривер улыбается и скашивает взгляд в нашу сторону – ой, девочка! Мы ему тоже улыбаемся и переодеваемся в специальный выставочный поводок, ринговку. От собаки, в общем-то, требуется немного – пробежать по кругу, от эксперта, на эксперта, замереть в стойке и показать прикус. По времени вроде немного – всего минут пять. Казалось бы, зачем ради этого ехать в такую даль? Понимание приходит с пожатием руки эксперта: победитель класса, лучший юниор, лучший представитель породы коричневого окраса! Последнее для нас довольно неожиданно – до нынешнего момента нас эксперты не баловали этим титулом, видимо, считая слишком большим авансом молодой, еще не до конца сформировавшейся и обросшей собаке. Тем ценнее мнение финского эксперта, держащего питомник этой же породы. Сравнение на лучшую собаку монопородной выставки, проходящее между лучшими представителями породы по окрасам, мы, конечно, проигрываем очень красивой черной взрослой суке. C ринга уходим с большим пластиковым баком для корма, через полупрозрачную стенку которого виднеются другие подарки. Сертификат «Юный чемпион Клуба» тут же перекочевывает в руки президента национального клуба породы – нам будут оформлять титул. Гордо улыбается успеху собачьей дочери владелец нашего отца, поздравляют владельцы других собак – мы выполнили не просто свой максимум, а мегамаксимум. Ведь выставки – это не только конкуренция, когда все нервно косятся на соседей, с которыми предстоит сравнение, но и возможность найти новых друзей, «родственников», их советы и поддержка за рингом, радость за их успехи, новые города и страны, в которые просто так, без предлога, наверное, и не поехали бы никогда. Вот и у соседнего ринга дружно хлопают, там происходит выбор лучшей собаки группы, по рингу бегают шотландский сеттер и итальянский бракк, зрители аплодируют обоим. Бегу к машине за подарком для эксперта, сувенирной подушкой – «фо ю┘ презент фром Москоу». «Соу кьюти┘» – улыбка эксперта становится совсем широкой, это не первый сувенир с представителем породы за сегодня, но остальные-то питерские!
Плотно застреваем на выезде из Питера, стоим час, второй – впереди серьезная авария. Темнеет быстро – через Новгородскую область в полной темноте поедем, надо будет вперед себя кого-нибудь пропустить ухабы провалившегося асфальта считать. Я достаю из багажника снедь, которой нас снабдили питерские друзья. Долго делим третий бутерброд на двоих, в итоге хлеб с колбасой достается Вере, а я обкусываю сыр и делюсь им с собакой. Чокаемся зефирками в шоколаде: «За будущие победы!»