0
2275
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.12.2008 00:00:00

Мистика нижегородского метромоста

Тэги: нижний новгород


нижний новгород Канал связи между двумя мирами Нижнего Новгорода безуспешно возводят уже более полутора десятков лет.

Нижний Новгород – не один город, а два. Первый – на горе, другой – на болотах. Один – древний, российский, разноцветный, пряничный, с кремлем-детинцем, высоким откосом и высокими же чиновниками. Другой – промышленный, серый, советский, спальный, загазованный (и заГАЗованный тоже). Географически оба города разделяет Ока. Но на самом деле – нечто гораздо большее, нежели просто река. Эти два города как ян и инь в даосской монаде, или как Персона и Тень в философии Карла Густава Юнга. Свет и тьма, верх и низ.

Соответственно и метромост, что строится теперь между ними, – гораздо больше, чем мост. Некий почти нереальный объект, призванный совместить несовместимое.

Верхний город был основан в 1221 году святым князем Георгием Всеволодовичем. У него есть достопримечательности и главная улица – Большая Покровка. Это город театров, вузов, музеев, концертов. Здесь проводится Сахаровский фестиваль, куда съезжаются музыкальные звезды мировой величины. И даже Музей Сахарова тоже здесь, только на отшибе.

А его антипод растянулся в заречной части множеством труб и спальных районов. Этот город никто никогда не основывал, и святые князья здесь не сиживали. У него нет ни центра, ни особых достопримечательностей. Памятники здесь в основном – Ленину. (Есть еще, правда, памятники автомобилям и пароходам.) Этот город аморфен и трудно поддается описанию. И самое подходящее для него название – «Горький».

Эти два мира сегодня связывают три автомобильных моста, которые с утра до вечера в пробках, что лишь усугубляет коммуникативную пропасть между верхом и низом. Другое дело – метромост. Пока метро охватывает лишь сравнительно небольшую часть нижнего города. Далеко на нем не уедешь. Зато названия станций там символические: «Ленинская», «Двигатель революции», «Пролетарская», «Комсомольская», «Автозаводская», «Кировская»┘ Если же местная подземка когда-нибудь все-таки соединит верх и низ города, случится нечто поистине невероятное: граждане получат возможность беспрепятственно курсировать туда-сюда. И это может значительно пошатнуть всю дуалистическую систему нижегородского градоустройства.

Неудивительно, что метромост возводится в Нижнем Новгороде уже более полутора десятков лет. И чего только вокруг него за эти годы не происходило. Руководитель Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей Нижнего Новгорода, например, привлекался к суду по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. (Дело против него, правда, развалилось в суде.) Финансирование этого проекта не раз прерывалось. (Так что народ ждал, когда и сам недостроенный мост разрушится тоже.) Или совсем недавно Ростехнадзор выявил нарушения в его строительстве. В общем, с этим мостом постоянно случаются некие темные истории.

Недавно вот в городе молва прошла, что на месте его строительства, на нижнем берегу, был найден клад – целый горшок с царскими червонцами, который будто бы затем странным образом исчез в неизвестном направлении. Напрасно милиция выступала с опровержениями, что никакого клада на самом деле не было, мол, это плод коллективной фантазии – почти никто официальной версии не поверил.

Такой уж он мистический, нижегородский метромост. Лет пять назад его даже всерьез, официально, предлагали взорвать – в качестве меры по борьбе с паводком. Поскольку по весне торчащие из воды опоры создавали серьезное препятствие для прохода ледяных глыб. Мост тогда, как ни удивительно, все-таки уцелел, однако на этом его несчастья не закончились. И даже когда его строительство наконец-то было возобновлено и уже пошло (о чудо!) полным ходом, горожане к ужасу своему обнаружили, что две половинки приближаются друг к другу┘ на разной высоте. К счастью, строителям удалось нивелировать разницу, и недавно мост, как ни странно, сомкнулся. «Они все-таки встретились? Значит, не будет у нас двух новых мостов!» – радовались нижегородцы по этому поводу на городском интернет-форуме.


В День народного единства руководители области с помпой закрутили на мосту «золотую гайку» – символ скорого окончания стройки.
Фото автора

Кстати, об интернете: «В контакте» существует специальное сообщество жителей Нижнего Новгорода, искренне неравнодушных к судьбе этого многострадального объекта. Называется оно прямо: «Когда построют метромост, ёп?≥» (орфография сохранена).

Зураб Церетели даже публично пообещал сваять памятник нижегородскому губернатору Валерию Шанцеву, если тот умудрится-таки этот мост когда-нибудь достроить. Ведь сегодня трудно представить, что он вообще будет запущен. Слишком разные они – эти два города, чтобы стать единым целым.

Люди даже по-разному одеваются – тут и там. Они по-разному голосовали на выборах (когда выборы еще отражали политические предпочтения людей). Низ обычно голосовал «как надо». Верх фрондировал. Восемь лет назад на выборах мэра «кандидат против всех» там даже выбился в лидеры. Внизу победил нынешний градоначальник Булавинов. Низ взял числом. Неудивительно, что мэрия последние полтора года настойчиво отказывается согласовывать проведение публичных мероприятий в верхней части города, «выселяя» всех несогласных активистов в нижнюю часть.

┘И все-таки на днях в метромост даже была закручена последняя в конструкции «золотая» гайка. Это мероприятие, специально приуроченное к Дню народного единства, было поведено с особой помпой. Губернатор и мэр с гаечными ключами в руках проявили редкое для них единодушие и признались, что у них «душа поет» от происходящего. Валерий Шанцев так прямо заявил, что подобной грандиозной стройки в России в последние годы не было. Епископ Георгий процитировал апостола Павла. Священники щедро окропили конструкцию и довольных чиновников святой водой. В общем, праздник прошел на славу. И даже президент Дмитрий Медведев накануне торжества пообещал Шанцеву приехать как-нибудь в Нижний Новгород и посмотреть на новый объект.

Правда, даже с последней вкрученной гайкой мост так и остался недостроенным. Выглядит он теперь цельным, но функционально мостом до сих пор не является, по нему не пройдешь и не проедешь. Автомобильное сообщение планируется пустить здесь лишь через год, а метро – так через два. (Если мировой финансовый кризис не помешает.) Полноценная же сеть метрополитена в городе, по плану, вообще появится через двадцать лет.

Так что пропасть между мирами, видимо, пока так и останется. Верхний город – публичный, фасадный, куда причаливают теплоходы и съезжаются туристы. Это то, чем нужно гордиться. Нижний – секретный, скрытый от посторонних глаз, над которым многие годы запрещалось даже летать на воздушных шарах. То, что не стоит выставлять напоказ.

Нижний Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
636
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2655
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1533
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
688

Другие новости