Канал связи между двумя мирами Нижнего Новгорода безуспешно возводят уже более полутора десятков лет.
Нижний Новгород – не один город, а два. Первый – на горе, другой – на болотах. Один – древний, российский, разноцветный, пряничный, с кремлем-детинцем, высоким откосом и высокими же чиновниками. Другой – промышленный, серый, советский, спальный, загазованный (и заГАЗованный тоже). Географически оба города разделяет Ока. Но на самом деле – нечто гораздо большее, нежели просто река. Эти два города как ян и инь в даосской монаде, или как Персона и Тень в философии Карла Густава Юнга. Свет и тьма, верх и низ.
Соответственно и метромост, что строится теперь между ними, – гораздо больше, чем мост. Некий почти нереальный объект, призванный совместить несовместимое.
Верхний город был основан в 1221 году святым князем Георгием Всеволодовичем. У него есть достопримечательности и главная улица – Большая Покровка. Это город театров, вузов, музеев, концертов. Здесь проводится Сахаровский фестиваль, куда съезжаются музыкальные звезды мировой величины. И даже Музей Сахарова тоже здесь, только на отшибе.
А его антипод растянулся в заречной части множеством труб и спальных районов. Этот город никто никогда не основывал, и святые князья здесь не сиживали. У него нет ни центра, ни особых достопримечательностей. Памятники здесь в основном – Ленину. (Есть еще, правда, памятники автомобилям и пароходам.) Этот город аморфен и трудно поддается описанию. И самое подходящее для него название – «Горький».
Эти два мира сегодня связывают три автомобильных моста, которые с утра до вечера в пробках, что лишь усугубляет коммуникативную пропасть между верхом и низом. Другое дело – метромост. Пока метро охватывает лишь сравнительно небольшую часть нижнего города. Далеко на нем не уедешь. Зато названия станций там символические: «Ленинская», «Двигатель революции», «Пролетарская», «Комсомольская», «Автозаводская», «Кировская»┘ Если же местная подземка когда-нибудь все-таки соединит верх и низ города, случится нечто поистине невероятное: граждане получат возможность беспрепятственно курсировать туда-сюда. И это может значительно пошатнуть всю дуалистическую систему нижегородского градоустройства.
Неудивительно, что метромост возводится в Нижнем Новгороде уже более полутора десятков лет. И чего только вокруг него за эти годы не происходило. Руководитель Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорожных сетей Нижнего Новгорода, например, привлекался к суду по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. (Дело против него, правда, развалилось в суде.) Финансирование этого проекта не раз прерывалось. (Так что народ ждал, когда и сам недостроенный мост разрушится тоже.) Или совсем недавно Ростехнадзор выявил нарушения в его строительстве. В общем, с этим мостом постоянно случаются некие темные истории.
Недавно вот в городе молва прошла, что на месте его строительства, на нижнем берегу, был найден клад – целый горшок с царскими червонцами, который будто бы затем странным образом исчез в неизвестном направлении. Напрасно милиция выступала с опровержениями, что никакого клада на самом деле не было, мол, это плод коллективной фантазии – почти никто официальной версии не поверил.
Такой уж он мистический, нижегородский метромост. Лет пять назад его даже всерьез, официально, предлагали взорвать – в качестве меры по борьбе с паводком. Поскольку по весне торчащие из воды опоры создавали серьезное препятствие для прохода ледяных глыб. Мост тогда, как ни удивительно, все-таки уцелел, однако на этом его несчастья не закончились. И даже когда его строительство наконец-то было возобновлено и уже пошло (о чудо!) полным ходом, горожане к ужасу своему обнаружили, что две половинки приближаются друг к другу┘ на разной высоте. К счастью, строителям удалось нивелировать разницу, и недавно мост, как ни странно, сомкнулся. «Они все-таки встретились? Значит, не будет у нас двух новых мостов!» – радовались нижегородцы по этому поводу на городском интернет-форуме.
В День народного единства руководители области с помпой закрутили на мосту «золотую гайку» – символ скорого окончания стройки. Фото автора |
Кстати, об интернете: «В контакте» существует специальное сообщество жителей Нижнего Новгорода, искренне неравнодушных к судьбе этого многострадального объекта. Называется оно прямо: «Когда построют метромост, ёп?≥» (орфография сохранена).
Зураб Церетели даже публично пообещал сваять памятник нижегородскому губернатору Валерию Шанцеву, если тот умудрится-таки этот мост когда-нибудь достроить. Ведь сегодня трудно представить, что он вообще будет запущен. Слишком разные они – эти два города, чтобы стать единым целым.
Люди даже по-разному одеваются – тут и там. Они по-разному голосовали на выборах (когда выборы еще отражали политические предпочтения людей). Низ обычно голосовал «как надо». Верх фрондировал. Восемь лет назад на выборах мэра «кандидат против всех» там даже выбился в лидеры. Внизу победил нынешний градоначальник Булавинов. Низ взял числом. Неудивительно, что мэрия последние полтора года настойчиво отказывается согласовывать проведение публичных мероприятий в верхней части города, «выселяя» всех несогласных активистов в нижнюю часть.
┘И все-таки на днях в метромост даже была закручена последняя в конструкции «золотая» гайка. Это мероприятие, специально приуроченное к Дню народного единства, было поведено с особой помпой. Губернатор и мэр с гаечными ключами в руках проявили редкое для них единодушие и признались, что у них «душа поет» от происходящего. Валерий Шанцев так прямо заявил, что подобной грандиозной стройки в России в последние годы не было. Епископ Георгий процитировал апостола Павла. Священники щедро окропили конструкцию и довольных чиновников святой водой. В общем, праздник прошел на славу. И даже президент Дмитрий Медведев накануне торжества пообещал Шанцеву приехать как-нибудь в Нижний Новгород и посмотреть на новый объект.
Правда, даже с последней вкрученной гайкой мост так и остался недостроенным. Выглядит он теперь цельным, но функционально мостом до сих пор не является, по нему не пройдешь и не проедешь. Автомобильное сообщение планируется пустить здесь лишь через год, а метро – так через два. (Если мировой финансовый кризис не помешает.) Полноценная же сеть метрополитена в городе, по плану, вообще появится через двадцать лет.
Так что пропасть между мирами, видимо, пока так и останется. Верхний город – публичный, фасадный, куда причаливают теплоходы и съезжаются туристы. Это то, чем нужно гордиться. Нижний – секретный, скрытый от посторонних глаз, над которым многие годы запрещалось даже летать на воздушных шарах. То, что не стоит выставлять напоказ.
Нижний Новгород