Идеи чучхе властвуют в Северной Корее. Но могут проникать и в Европу.
Фото Reuters
Российская Общественная палата – дело немыслимое для Белоруссии. Здесь Союзом писателей руководит милицейский генерал. А работу Академии наук направляет бывший министр коммунального хозяйства.
Быть «фасилитатором» гражданского общества в стране запоздалого социализма дело интересное. Необычное.
В 1996 году начались проверки общественных организаций, международных фондов. После такой проверки известной неправительственной организации, занимавшейся финансово-хозяйственной деятельностью, – проверка заняла неделю – ее представителям был задан вопрос: «А где этот ваш Грант? Который вам деньги дает? Кто такой?»
А вот что спросил у представителей неправительственной организации, которая организовывала международную конференцию, один чиновник МИДа: «Как это? Не спросив разрешения?»...
Общественно-политическая терминология пестрит оксюморонами. Именно так, через дефис. Появляются удивительные организации, союзы и ассоциации: общественно-государственные, спортивно-социальные... При этом платить за аренду помещения они должны, конечно, столько же, сколько бизнес-организации.
Разумеется, общественники стали покидать Белоруссию – поехали в Штаты, в европейские страны. И принялись создавать новые общественные организации. В Польше, Литве, меньше – в Украине и России.
Когда один из видных белорусских правительственных чиновников оказался в тюрьме, властные надзиратели спрашивали его: не нравится? Так чего же сами не занимались этими прозаическими вопросами? Не меняли законодательство, не защищали права граждан... В итоге сейчас реальная помощь заключенным выглядит так: одна из наших депутатов собирает и передает в тюрьмы книжки. Кстати, это может и помочь. Глядишь, охрана тоже умные книги прочтет.
Но работать было нужно не только чиновникам. А всем вместе – общественным деятелям, интеллигенции. Причем давно нужно было начать, 17 лет назад. Тогда пыл проявили только военные, чекисты, директора, партхозактив...
И правда – а мы что сделали для того, чтобы не было вопросов про Гранта? Граждане есть, а гражданского общества нет? Что за чушь? Населению этого не понять. Оно об этом просто не задумывалось. Никто ему не объяснил, что задуматься стоит.
А между тем мы в Белоруссии в правах человека понимаем больше, чем многие наши европейские коллеги. Пришлось в этом вопросе как следует разобраться.
Что же делать теперь?
Казалось бы, очевидно, что именно дела гражданского общества – двигатель демократии. Чиновники и политики в ходе интеграции России и Белоруссии потратили миллиарды рублей и массу усилий. Чего только не делали: эмитировали электронные карточки, собирали дизельные двигатели, выпускали новые аппараты для дойки коров, оживляли легкую промышленность...
Теперь и нам нужно воспользоваться наконец нашим опытом и знанием. И тоже что-то делать. Создавать новые международные ассоциации, исследовательские и аналитические центры. Социологические пулы, форумы.
В общем, создавать традицию. Важную и стратегически перспективную. Тогда станут расти новые люди, которые будут делать новые дела.
Президент Лукашенко, кстати, стал иронизировать над своим диктаторским имиджем. Хороший знак. Нужно начать работать, менять что-то изнутри. Времени и так потеряно очень много.