0
967
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.10.2008 00:00:00

Из России с любовью

Тэги: кризис, искусство


кризис, искусство Арт-вояж получился вполне светским. Селебрити были укомплектованы Степаном Михалковым и его женой Елизаветой Ильиной.
Фото Сержа Головача

О подступах финансового кризиса к искусству пока говорят, пожалуй, только сведения о падении акций крупных британских аукционных домов и новости вроде той, например, что частный музей Игоря Маркина в Москве закрывается. Может, еще – поредевшие ряды VIP-гостей на приеме дома Christie’s. Остальное – инерционные процессы, внушающие оптимизм. Активисты арт-жизни бодрятся. Все похоже на игру – узнай, сколько осталось, и проживи этот остаток весело и красиво. «Я чувствую стабильность!» – афирмация, прозвучавшая из уст питерского торговца искусством на XXV Российском антикварном салоне. Словом – сила противодействия.

Инерционные процессы в арт-мире – это и заклинательное «у нас никакого кризиса нет», и «искусство – вечно, а значит, и торговля им вне финкризиса», и открытие выставок вроде той, что идет на «Красном Октябре», – представившая ее галерея Лари Гагосяна принадлежит одному из самых влиятельных в мире арт-дилеров, который зря ничего не делает. И продолжающиеся промоакции, направленные на создание имиджа нашего искусства за рубежом.

Fly away

На днях одна авиакомпания в качестве промоакции своего первого полета в Вену представила столице Австрии лучшее, что, по мнению куратора Антонио Джеузе, создано в современном российском видеоарте за последние пять лет. Выставку назвали незамысловато, но конструктивно «I love you Vienna». Просто и правильно: люби ты – полюбят тебя. Впрочем, Вену трудно не любить. Так же как трудно не проникнуться экзистенциальной тоской, посмотрев талантливое видео, скажем, Виктора Литвина «Последний герой» о неприкаянной русской старости. Или понаблюдав за чередой лиц-масок Влада Мамышева-Монро, представляющего Russia Lost под надрывно-комичные пародии на романсы Вертинского. Или другое – «Оттепель», где художник Гутов под песни, кажется, Шаляпина медленно, минуты три, тонет в яме ледяной грязной воды на месте размытой среднерусской дороги, равной, что понятно, вечному серому и топкому бездорожью. Или Ольгу Чернышеву – ее работа называется «Сурок». Под хромающую фортепианную пьесу, исполняемую маленькой девочкой, мы наблюдаем бесцельные движения пасмурной женщины, отбившейся от коммунистической демонстрации. Речь о 1999 годе. Общего движения уже нет. Выхолощенный смысл коллективных действий, на фоне так и не возникшей индивидуальности. Движения, посвященные себе, также бесцельны и лишены смысла. Абсурд и щемящая жалость. А еще 1999-й кажется абсолютным прошлым, связь с которым уже пора восстанавливать через искусство. Представлены Алимпиев, Горлова, Тер-Оганян, Булдаков, Владлена Громова и другие.

Ракурс выбрали неожиданный: собственно видеоарт – экраны с фильмами разместили прямо в Венском аэропорту. Для организаторов это было повторение опыта, консолидированного после выставки части коллекции Пьера-Кристиана Броше под названием «Будущее зависит от тебя. Новые правила» в новосибирском аэропорту «Толмачево» и запуска самолета «Тимур Новиков» с экспозицией на борту. На этот раз в программу входил еще и видеоперформанс Влада Мамышева-Монро прямо в самолете. Однако Монро в поездке не случилось. Оно и к лучшему, очевидно. В контексте общерусской любви к Вене Монро виртуальный в качестве видео в составе экспозиции смотрелся нужным псевдоанахронизмом. Явись он живьем, что-то сломалось бы в этом механизме, который, безусловно, удалось завести, даже если с мнением куратора насчет того, что представлено все самое лучшее, можно где-то и поспорить.

Встречное движение

Встречное движение было организовано австрийской галереей Ганса Кнолле, немало сделавшего для продвижения в Вене избранных российских имен. Последний на вопрос обозревателя «НГ» о жизни искусства при кризисе ответил лаконично: «Не знаю, у моих двух галерей дела лучше, чем когда-либо». О схожести русского и австрийского искусства господин Кнолле рассуждал тоже весьма остроумно. Он сказал, что их сближает раздутость цен, не поддержанных реальным интернациональным успехом. «Нужно быть острожным, чтобы принять правильное решение», – сказал Кнолле, имея в виду что-то вроде совета коллекционерам. Сам Кнолле из российских художников делает ставку на «Синих носов» и АЕС+Ф.

На пресс-конференции по поводу открытия экспозиции в венском аэропорту, как это водится, немало говорили о развитии российско-венских связей в области актуального искусства. Упомянули первую персональную выставку Ильи Кабакова, что имела место быть в 1987 году в австрийском городе Граце, и получившую резонанс экспозицию «Давай! Давай» в Венском музее современного искусства, устроенную куратором Петером Новером в 2002 году.

Back to Domodedovo

Когда самолет взмыл в небо и проделал какую-то часть пути на родину представленного австрийцам видеоарта, выяснилось, что DVD с работами художников забыли в Вене. Бегающие голые человечки и переворачивающийся с боку на бок в картонном ящике Ленин «Синих носов», купающийся в ледяной жиже гутовский Гутов, улыбающаяся окровавленным ртом и желающая жить вечно принцесса Диана в исполнении АЕС+Ф и другие песни и фильмы суровой родины останутся еще на какое-то время там. Можно представить пустой аэропорт, где эти эмиссары венской экскурсии русского искусства, оставленные без присмотра кураторов, живут своей потаенной жизнью. Материализовались, сошли с экранов, устроили шабаш. Празднуют торжество вечной жизни. Ленин и леди Ди помогли Гутову подняться из лужи, Тимур Новиков набросил пальто на голого бегающего Кулика. Отправились гулять. Бросили монетку посеребренной живой статуе, насвистывающей Моцарта в парке Бурггартен. Выпили у подъезда кривого дома Хундертвассера. Заказали венских сладостей у Императорского дворца девочкам Виктора Алимпиева, чтобы они жевали и не спрашивали постоянно: «Wie heist dieser plats?» Или так и висят смиренно в аэропорту и шепчут свое: «Мы любим Вену. Вена любит нас».

А реальных участников арт-вояжа суровая родина встретила той же ночью скупым холодным дождем. Будущее уже наступило. Новые правила действуют.

Москва–Вена–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1338
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3222
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2320
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1854

Другие новости