На смену анекдотическим «новым русским» пришли «успешные люди», и над этим новым явлением стоит задуматься.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вы умный, но небогатый? Ничего страшного! Дело поправимое. Недавно по приглашению знакомого я побывал на одном семинаре, или, сказать правильнее, «сидел на событии». Они там, в своей сетевой компании, так и говорят: «Сидел на событии», «информацию мы получаем на событиях». Организаторы семинара внушали слушателям, что через полгода они, занимаясь сетевым бизнесом, вполне смогут зарабатывать по 150 тысяч рублей. А если проявят волю к достижению высших результатов, то в недалеком будущем станут миллионерами и приобщатся к роскошной жизни. Скажем, раз в два года будут менять квартиры, а уж через 10 месяцев сменить старый «Лексус» на новый – так это совсем запросто.
Живые примеры успеха, «наставники», которые тоже побывали на семинаре – своем, в Турции – и там сами, не напрягаясь, оплатили шестидневное пребывание в роскошном отеле, выходят на сцену. «Вот она, волшебная сказка, – сказала ведущая семинара. – Ты участвуешь в бизнесе больших возможностей. Это доступно и тебе».
Итак, ты хотел бы, как говорится в приглашении на «эксклюзивный авторский тренинг «АБОРДАЖ», «повысить свой материально-имущественный и социальный статус, получить как можно больше возможностей для развития, самосовершенствования и получения удовольствий» (здесь и далее стилистика подлинная). Для этого ты прежде всего должен овладеть «философией захватчика», а также сломать «тормозящие стереотипы, сдерживающие социальный, карьерный и личностный рост».
А для этого надо сломать себя, сломать ощущение депрессивной безысходности и сменить систему ценностей. Надо включиться в команду «людей, объединенных единой системой ценностей, людей с определенным стилем жизни» и самому создать такую же команду.
Ты был пятикратным чемпионом России по борьбе? Но у тебя ведь при этом не было приличного дохода, и вряд ли ты мог оплатить проживание в шикарном отеле или иметь шикарное авто. Значит, ныне меняем стиль жизни. Оставляем спорт больших достижений в прошлом, отряхиваем его прах с ног и идем в будущее – в «бизнес больших возможностей», в мир яхт, шикарных отелей, красивых женщин, в мир «успешных людей».
Ты образованный, профессионал в своей сфере, у тебя богатый внутренний мир, но существующей системой это не востребовано – раз ты не получаешь соответствующего материального вознаграждения. А ты – пенсионер. Но государство и к тебе безразлично, считай, бросило на произвол судьбы, раз платит нищенскую пенсию. Так возьми же реванш, покажи, что ты не маргинал какой-нибудь, не аутсайдер, покажи, что ты не пыль на ветру. Задай им всем перцу высоким уровнем потребления. Докажи им всем...
Семинар начался под бравурную мелодию вскакиванием с мест, вскидыванием вверх рук и хлопками в ритме мелодии – под умелым руководством «энергозаправщика» (как позднее выяснилось, профессионального психотерапевта), сидевшего в первом ряду. Демонстративным, граничащим с экзальтацией ликованием, вскакиванием с мест и хлопками встречали появление на сцене каждого «успешного» человека. Ведь сетевой бизнес – это «бизнес личных историй», как было подчеркнуто на «событии».
Участникам семинара показали мультфильм про депрессивного персонажа, который, прожив жизнь, понял, что оказался на ее обочине. Жизнь прошла, коттедж не построил, «Линкольн» не купил, на Канары не съездил, «девушки его не любят». Что называется, стратегия ТТТ: тапки-тахта-телевизор (другой вариант: тяжелый-тягостный-труд). Ну что такому лузеру остается делать? Сигануть с крыши? А может, – тут ведущий предлагает «включить орган понимания» – попробовать другую стратегию ТТТ: тренировать-тренирующих-тренеров? Ведь ты же пришел на семинар, где учат «методам ускорения карьерного роста».
Выбор очевиден. Но и ежу понятно: с бухты-барахты «тренером тренирующих тренеров» не станешь. Надо что-то делать. Что? Заниматься сетевым бизнесом, в котором, говорят устроители семинара, в отличие от традиционного бизнеса первичны «человеческие отношения», «стиль жизни», «система ценностей», умение «быть в команде». А чтобы полученные установки не выветривались, организаторы сетевого бизнеса призывают участвовать в событиях («они структурируют вашу жизнь») и «решать не проблемы, а задачи». Подразумевается: прекратите рефлексию, прочь воспоминания о прошлой жизни, главное – вера в успех, который имеет вполне материальное выражение на лестнице квалификации.
Увиденное побудило меня обратиться за советом к науке, к работам специалистов по психологии толпы. «Навязанные в качестве абсолютных истин, повторяемые с помощью непрерывного внушения, верования становятся нечувствительными к доводам рассудка, к сомнению, к очевидности противоречащих им фактов, – пишет французский специалист по социальной психологии Серж Московичи в своей книге «Век толп». – Любое коллективное верование бескомпромиссно, радикально и отличается пуризмом. Оно освобождает от двусмысленности в интеллектуальном плане и от безразличия в плане эмоциональном. Его сторонники черпают в нем впечатление восторженности и всемогущества, питающее убежденность в принадлежности к группе, которая «права».
Однако, несмотря на бурный энтузиазм, который на семинаре демонстрируют и люди «успешные», и те, кто еще только верит в свой будущий успех, в «сети» остается лишь каждый десятый из привлекаемых. Девять десятых, несмотря на обещание «терпкого вкуса другой жизни», в «бизнесе больших возможностей» почему-то оставаться не желают. Может быть, потому, что в отличие от сладкозвучных сирен в глубине души понимают: от проблем никуда не деться, и нет в жизни счастья, если эти проблемы не решены...