Иисус простирает благословляющие руки к Дамаску и окрестностям, где в сгустившихся сумерках загораются неоновым светом кресты на многочисленных церквах.
Фото автора
Пустыня внемлет Богу┘ Эти лермонтовские строки невольно приходят на ум, когда наблюдаешь, как за окном автобуса тянутся нескончаемой чередой бело-желтые каменистые холмы. Мы поднимаемся все выше, вьется горный серпантин, и уже далеко в долине виднеется Дамаск. Православные монастыри, расположенные в окрестностях сирийской столицы, остались памятниками истории первых веков христианства. Здесь, на далекой окраине бывшей Римской империи, немало мест связано с деяниями апостолов и подвижников тогда еще молодой религии.
На склонах гор лепятся монастыри, основанные на месте чудесных событий, которые христианское предание связывает с апостолами и их учениками. Нам предстоит посетить один из них – православный монастырь Святой Феклы в городе Маалюля.
Ворота обители украшены белыми цветами. Население города и окрестных сел собирается в монастыре, чтобы принять участие в открытии здесь памятника Христу Спасителю. Скульптурное изображение Иисуса Христа работы российского скульптора Александра Рукавишникова дарит сирийцам Международный фонд духовного наследия апостола Павла.
Гостей встречают резкие звуки арабских музыкальных инструментов и гортанное пение. Группа молодежи во дворике монастыря, собравшись в круг, исполняет местный танец. Эта неистовая радость, этот темперамент совсем не похожи на «благочинное» поведение прихожан православных храмов в России.
Словно подтверждая это впечатление, со стороны доносится хоровое пение на церковнославянском языке. К стенам монастыря приближается крестный ход, возглавляемый православными паломниками из Москвы. Шествие медленно продвигается по извилистому узкому ущелью в скалах. Весной, как рассказывают местные жители, ущелье превращается в неглубокую, но быструю реку. Видимо, за века она и пробила этот проход в горе. Но сейчас, в конце сентября, когда русло пересохло, легче поверить в чудесное возникновение ущелья длиной в километр. Легенда гласит, что здесь разверзлась скала по молитве святой Феклы, ученицы апостола Павла, бежавшей от преследований язычников.
Шествие достигло ворот монастыря, и российские гости смешались с толпой местных жителей, тесно заполнивших не только небольшую площадь в центре обители, но и плоские крыши ее строений, в том числе и храма. Под открытым небом совершается молебен, перемежающийся речами почетных гостей. На пение хора из Москвы вдруг отзывается протяжный призыв муэдзина с минарета близлежащей мечети. Под звуки этой причудливой полифонии с памятника срывают скрывающую его ткань. Сидящий на троне в окружении ангелов Христос открывается взглядам публики. Иисус простирает благословляющие руки к Дамаску и окрестностям, где в сгустившихся сумерках загораются неоновым светом кресты на многочисленных церквах. Местные жители с упоением начинают фотографироваться на фоне памятника.
В последние годы здесь строятся новые и восстанавливаются древние храмы и монастыри. Многие из них связаны с обращением и деяниями апостола Павла, превратившегося из гонителя в верного ученика Иисуса. В Дамаске находится одна из таких христианских святынь. Как рассказывается в книге Деяний Апостолов, по дороге к Дамаску Павел, называвшийся тогда Савлом и бывший ненавистником новой религии, неожиданно ослеп. Его ослепил сноп света, и он услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Ослепший Савл вошел в Дамаск и, проследовав по Прямой улице, добрался до дома Иуды. Здесь его нашел христианин Анания и возложением рук вернул будущему апостолу зрение.
Мы повторяем путь апостола Павла. Проходим по Прямой улице, где покосившиеся ветхие дома, кажется, еще с апостольских времен так и не были приведены в порядок. Сворачиваем в переулок и попадаем в дом, где Анания чудесным образом исцелил Павла. Крутая лестница ведет вниз. Если мысленно убрать со стен иконы и другое церковное убранство, становится ясно, что мы оказались в небольшой пещере, выдолбленной прямо в скале. В потолке прорублено небольшое отверстие для света. Эта обстановка дает вполне достоверное представление об образе жизни первых христиан, подвергавшихся гонениям языческих властей. В нынешнем убранстве храмов в Европе, что православных, что католических, совсем не чувствуется присутствующая здесь аскетичная атмосфера. Возможно, именно об этом думали встреченные нами итальянские туристы, растерянно рассматривая низкие своды пещеры, которая, кстати, принадлежит католической общине Дамаска.
В десяти минутах ходьбы от дома Иуды располагается Антиохийская Патриархия, здесь гостей из России ожидал Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV, чтобы дать им свое благословение и выразить благодарность за поддержку христиан Сирии.
В последнее время сирийцы, исповедующие христианство, активно демонстрируют свою религиозную идентичность. Христиане здесь составляют меньшинство населения, их не более 12%. Как считают местные политологи, катализатором для роста религиозного самосознания христиан Сирии стала Исламская революция 1979 года в Иране и гражданская война в Ливане, когда мусульмане всего мира активно включились в мировую политику. Вслед за ними и христиане Ближнего Востока – православные, католики, армяне – почувствовали необходимость заявить свои права на наследие этой древней земли. Как говорит древнее предание Сирийской Церкви, именно в Антиохии последователи Христа впервые назвали себя христианами и отсюда новое учение распространилось по всему миру.