Сначала социальная неустроенность, а потом приходится работать полиции.
Фото Reuters
Недавняя трагедия в Финляндии, когда учащийся колледжа немотивированно застрелил несколько человек, стала сенсацией во всем мире. Многие задаются вопросом: как такое могло произойти в спокойной, благополучной стране? Между тем подобные случаи не редкость и в других странах, например, в Японии, которая по уровню преступности также считается образцовой.
Последнее из подобных масштабных преступлений произошло там в воскресенье, 8 июня, в токийском квартале Акихабара. Тогда Томохиро Като, 25-летний временный рабочий компании по производству запчастей для автомобилей, на двухтонном грузовике врезался в толпу и сбил пятерых человек, а затем, выскочив из кабины, начал колоть кинжалом кого попало. В результате погибли 7 человек и 10 сильно пострадали.
Следствие показало, что свои действия Като тщательно продумал за несколько дней и выбрал именно Акихабару в качестве места преступления. Это весьма известный район Токио, где в первые послевоенные годы сформировался черный рынок радиодеталей. Сейчас это токийский центр торговли электронными играми, аудио- и видеодисками, новинками бытовой электронной аппаратуры. По воскресеньям там происходят многолюдные встречи молодежных групп по интересам. Для удобства посетителей в это время проезд по улицам района перекрывается и создается пешеходная зона.
Кроме того, данные камер наружного наблюдения показывают, что Като выбирал момент, чтобы врезаться в как можно более многочисленную толпу.
От места жительства до Акихабары Като ехал несколько часов и регулярно передавал со своего мобильного телефона сообщения на один из блогов. Уже в первых сообщениях он предупреждал, что «направляется в Акихабару убивать» и намерен «убить всех, кого сможет». Свои действия он объяснял так: «Я не могу больше выносить этот мир, устал от такой жизни и пошел на это. Мне нет дела до тех, кого я убил».
Число таких преступлений растет. По данным полиции, в 2006 году было четыре случая неспровоцированных убийств, в 2007-м – восемь, а в текущем году зарегистрировано уже пять. Так, в марте нынешнего года 24-летний мужчина убил одного и ранил семь человек на железнодорожной станции в префектуре Ибараки. В январе 16-летний школьник на одной из токийских торговых улиц нападал на прохожих с ножом; к счастью, обошлось без жертв. Оба на допросах заявили, что им было все равно, кого убивать. «Возможно, это свидетельствует о том, что в рядах молодого поколения становится все больше людей, которые не смогли социализироваться», писала газета «Иомиури» в связи с подобными трагедиями.
История с Като подтверждает это предположение. Он вырос в обеспеченной семье, успешно окончил среднюю школу, автомеханическое училище, четырехгодичный вуз. Сменил несколько мест работы, был вынужден зарегистрироваться в службе занятости, через которую устроился на последнее место временным рабочим. По всем показателям он подходит под социальную группу, которую именуют фритерсами.
Первоначально в Японии так называли молодых людей, которые после окончания учебных заведений не могли найти постоянную работу, хотя активно искали ее. Им приходилось соглашаться на случайные работы без трудового контракта.
Фритерсы – обиходный термин. В официальных документах и статистических справочниках указываются постоянные, временные и повременные работники. Повременные и временные работники из числа молодых людей сейчас и составляют основную массу фритерсов. С ними работодатели не связаны никакими договорами и контрактами и могут уволить в любое время по своему усмотрению.
К тому же фритерсы – удобный источник дешевой неквалифицированной рабочей силы для работодателей. Поэтому перейти в разряд постоянных работников фритерсам, как правило, не удается. Неудивительно, что исследование, проведенное в 2001 году среди токийских фритерсов в возрасте от 18 до 29 лет, показало: только 4% из них хотели бы продолжать подобный образ жизни, да и то лишь для того, чтобы погулять по молодости в течение ближайших трех лет.
Фритерсом, стремившимся сменить свой статус, был и Като, хотя он и не испытывал особых проблем с деньгами, получал 1300 иен в час, или ежемесячно около 300 тыс. иен (2700 долл.). По словам коллег Като по его последней работе, он был спокойным, добрым, усердным и аккуратным. С другой стороны, за неделю до инцидента он резко критиковал планы администрации уволить группу временных работников и в знак протеста грозил блокировать грузовиком вход на завод. Он опасался, что окажется в числе уволенных. В токийском полицейском управлении считают, пишут газеты, что «чувство отчаяния в какой-то мере подтолкнуло Като на преступление».
Предложений насчет того, как избежать подобного, делается много. Это и ужесточение условий владения холодным оружием, и контроль за блогами, и улучшение трудоустройства, и повышение эффективности работы полицейских на улицах и в местах скопления людей.
Уже делаются первые шаги по реализации этих предложений. Тогдашний премьер-министр Японии Ясуо Фукуда сразу дал указание руководству Национальной комиссии общественной безопасности «провести тщательное расследование трагедии, включая и ее возможные социальные корни». Готовится ужесточение правил владения холодным оружием. Анализируется возможность законодательного укрепления социальной защищенности временных и повременных работников. Но все это, считают авторы редакционной статьи в газете «Джапан таймс», не решит проблему, которую преступник определил как «усталость от жизни». По их мнению, в стране растет число «незрелых молодых людей, которые не смогли приспособиться, войти в современное общество».
В Японии «уставшие от жизни незрелые» обвиняют в своих трудностях общество и жестоко мстят ему. Выявить таких людей весьма и весьма трудно. Но руководство страны стратегическим ответом на этот вызов избрало не выявление «незрелых», а устранение причин неуверенности молодых в будущем. Что и дает некоторую надежду на успех.
В России молодых людей, испытывающих трудности в процессе социализации, также очень много, но обычно они ищут более конкретных «обидчиков», тех, на кого могли бы возложить вину за свои проблемы. Однако глубинные причины этого явления те же, что и в Японии.