Проблема успешной газификации Подмосковья связана с ценой энергоносителя.
Фото Ольги Баумгертнер
Вопрос: подписывать или не подписывать договор с Мособлгазом – дочерней фирмой «Газпрома» – для меня не стоял. Я решил, что пока мне на моей даче проще вообще отказаться от подмосковного газа. Дело в том, что Мособлгаз поднял в течение прошедшего года цену на газ в Раменском районе, где у меня имеется дачный участок, с нескольких десятков рублей за 1000 кубометров до более 1700 рублей. Цена 1704 рубля установлена с 1 января 2008 года спецпостановлением правительства области. При этом монопольный поставщик газа в Московской области не исключает дальнейшего повышения цены на газ. Поскольку мне как неаборигену (т.е. не прописанному в данной местности) не полагается никаких скидок, то ежемесячная плата за газ с нового года уже составляет свыше 700 рублей. Конечно, можно было бы несколько снизить данную стоимость при помощи установки счетчиков. Но их установка связана не только с дополнительными финансовыми затратами, но и сбором документов, набор которых еще пятнадцать лет тому назад себе и представить было невозможно. Тут и план участка, план дома, план БТИ, топография и геодезия, свидетельство о собственности, паспорт собственника и свидетельство об отсутствии задолженности и перед фискальными органами, и перед поставщиками энергоресурсов. Подготовка документов требует многократного посещения различных областных учреждений и стояния в очередях. Ведь у всех у них разные дни и часы приема клиентов. О такой московской новинке как «единое окно» в подмосковной провинции скорее всего еще не слышали. Так что для решения проблемы требуется не один месяц.
Конечно, дискриминация по признаку прописки касается в России не только платы за газ – она принимает многообразные формы и связана скорее всего или, правильнее сказать, во многом не с недостатками демократии, а с отсутствием необходимых финансовых ресурсов в регионах. В кабинетах минимонополистов областного масштаба, судя по всему, рассуждают так: платить кто-то все равно должен, так пусть хоть платит тот, кто напрямую не доставит мне неприятностей на будущих муниципальных выборах – они-то у нас опять-таки проводятся по месту регистрации, а не по факту проживания, как, например, в европейских странах.
Выходом из складывающейся ситуации могла бы стать демонополизация внутреннего рынка газовых поставок. Другими словами, получение возможности для индивидуального потребителя покупать газ у разных поставщиков. В принципе условия для этого имеются. Недавно фирма «Трейдинг», подразделение одной из независимых энергетических компаний КЭС-Холдинга, осуществила первые централизованные закупки газа для собственных электростанций на бирже «Межрегионгаз». Напомним, что в ноябре 2006 года на Электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз» прошла первая торговая сессия в рамках эксперимента по реализации газа по системе «5+5». Условия эксперимента определены постановлением Правительства РФ № 534 от 02.09.2006. С началом электронных торгов российская газовая отрасль несомненно получила существенный дополнительный стимул развития. Предполагалось, что новое направление совершенствования нерегулируемого сектора рынка газа будет способствовать внедрению рыночных отношений, стимулировать межтопливную конкуренцию и внедрение энергосберегающих технологий.
Подразделение «Трейдинг» создано в рамках внедрения новой бизнес-модели КЭС-Холдинга. Она включает в себя генерацию, трейдинг, ритейл (розничные продажи электричества, тепловой энергии, газа) и строительство новых генерирующих мощностей.
Основные функции дивизиона «Трейдинг»: управление загрузкой генерирующих мощностей, входящих в холдинг, формирование и реализация единой стратегии КЭС на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности. Кроме того, «Трейдинг» отвечает за обеспечение топливом генерирующих компаний КЭС: заключение долгосрочных договоров с «Газпромом» и независимыми поставщиками газа, участие в среднесрочной и краткосрочной биржевой торговле газом, закупки угля и мазута. Однако ситуация, как свидетельствует опыт индивидуального потребителя газа, меняется крайне медленно. Ведь если, скажем, у меня была возможность (как, например, у немецкого потребителя) выбирать себе поставщика, то я мог бы сравнить отпускные цены и выбрать себе поставщика подешевле. В Германии существует даже специальный интернет-сайт сравнительных цен на природный газ для индивидуальных потребителей – www.erdgaspreisvergleich.de. Содержащаяся на нем информация свидетельствует, что индивидуальный потребитель может сэкономить в год до 300 евро в случае правильного выбора поставщика. По данным этого сайта, в Германии в истекшие 12 месяцев 32 поставщика снизили свои цены на газ, 631– повысил, а свыше 80 – оставили неизменными. Нельзя сказать, что эта ситуация неизвестна «Газпрому». Ведь на немецкий розничный рынок газпромовский газ поставляет его собственная дочерняя фирма «Вингаз». Но скорее всего имеющаяся ситуация с монопольным господством эксклюзивного поставщика устраивает и «Газпром», и местные власти. И здесь уже явно необходимо вмешательство антимонопольного законодательства. Ведь рынок есть рынок, и он должен оставаться вне политики даже муниципальных масштабов.