В год пожилой монах-капуцин дает до полутора сотен концертов в стиле хеви-метал.
Фото Reuters
Любителей тяжелого рока, посетивших в конце июня фестиваль Gods of Metal в итальянской Болонье, ожидало довольно оригинальное шоу в исполнении группы Fratello Metallo («Металлический брат»). Под мощные гитарные риффы на сцену вышел мужчина с длинной седой бородой, облаченный в бурую монашескую рясу, обутый в сандалии и подпоясанный веревкой. Он издавал пронзительные вопли и хриплым голосом декламировал на латыни и итальянском┘
В принципе в том, что вокалист ансамбля, играющего хеви-метал, выходит на сцену в одежде священнослужителя, нет ничего сверхоригинального. Например, солист культовой шведской группы Candlemass Брур Ян Альфредо «Мессия» Марколин одевался так уже в 1990-е. Но дело в том, что Чезаре Боницци – самый настоящий священник Ордена капуцинов. И в свои 62 года записал уже более 10 пластинок с тяжелым роком!
Интересно, что на фестивале Gods of Metal (в котором Fratello Metallo участвовал уже в третий раз за свою 10-летнюю историю) Чезаре Боницци выступал в компании групп, которые благочестивый католик едва ли рекомендует для прослушивания своим детям. Например, в компании американской группы Iced Earth, известной рядом песен антиклерикального содержания. Был там и ансамбль Slayer, в начале 1980-х эпатировавший слушателей «сатанинской» тематикой песен. Звездой фестиваля стала легендарная группа Iron Maiden, у которой однажды из-за протестов католического духовенства сорвалось выступление в Чили: служители Церкви обратили внимание на то, что в одном из текстов ансамбля упоминается «число Зверя» – три шестерки┘
Как же Чезаре Боницци дошел до жизни такой? Сам он рассказывает, что около 15 лет назад побывал на концерте группы Metallica в Италии и буквально влюбился в хеви-метал. «Это самая энергичная, самая живая музыка», – убежден Боницци. В числе его любимых ансамблей – американские группы Megadeth и Dream Theater.
Быть может, «коллеги» Боницци из числа католических священников и монахов в большинстве своем столь скептически оценивают тяжелый рок, потому что никогда не бывали на концертах музыки хеви-метал? Никогда толком не слышали эту музыку и судят лишь по провокативным обложкам дисков? Может быть, Чезаре Боницци стоит пригласить на свое выступление братьев-капуцинов? Или самого Папу Римского?
Сам он сомневается в том, что это сработает, и не ведет среди собратьев «просветительскую работу». «Я бы мог им спеть, но ведь они скажут, что это для них слишком громко», – говорит Боницци, полагая при этом, что у «металла» и григорианского хорала «общие корни». Что это за корни, монах не разъясняет. По его словам, братья по Ордену все равно относятся к тому, чем он занимается, вполне терпимо. Генеральный настоятель Ордена капуцинов Мауро Йори или глава Ломбардской провинции Ордена (именно в Ломбардии проживает Боницци) Карло Каллони по этому поводу не высказываются. Римская курия также хранит молчание.
Может, такая терпимость вызвана тем, что Чезаре Боницци, распевая свои тексты под гитары и барабаны, пытается таким образом обратить в католицизм «трудную молодежь» и завсегдатаев рок-концертов? Так сказать, ищет с ними общий язык? Впрочем, сам Боницци утверждает, что его музыка – это не проповедь. «Я никогда не пытался таким образом проповедовать, я делаю это лишь потому, что хеви-метал – красивая музыка, – разъясняет Боницци. – Я религиозный человек. Я священник. Но на сцене я не пытаюсь обратить людей ко Христу, к вере или к Церкви. Я просто хочу, чтобы они поняли жизнь и научились наслаждаться ею». Монах, призывающий наслаждаться жизнью, – это что-то новое┘
Монах-металлист, пожалуй, немного лукавит – в своих песнях он затрагивает и религиозную тематику. Один из его дисков носит название Francesco Come Noi, что в переводе с итальянского означает «Франциск такой же, как мы». Франциск – это, разумеется, святой Франциск Ассизский. Последний альбом Fratello Metallo называется Misteri («Мистерии»), в его основу легли южноитальянские народные песни о Богородице. «Когда я услышал, как 200 старушек поют о Деве Марии, – рассказывает Чезаре Боницци, – я сказал им: «Дамы, вам прямая дорога в хеви-метал!»
Впрочем, поет «металлический брат» и о вещах вполне светских и даже плотских. На свой лад, разумеется. Например, он поет о вреде наркотиков. О том, что алкоголь может согреть сердце, но в чрезмерных количествах губителен для печени. О том, что секс очень важен для человека, но свою половую жизнь все-таки следует упорядочивать. И так далее, и тому подобное.
К своему хобби Чезаре Боницци относится весьма серьезно. В год, по его словам, он дает по 100–150 концертов. Для немолодого человека нагрузка очень серьезная (не сравнишь даже с монастырским послушанием). Итальянским «металлистам» Fratello Metallo пришелся по вкусу. Один из них даже подарил Боницци тяжелые металлические четки.
Не стоит думать, что своей популярностью Боницци обязан собственно музыке, которую он играет. Положа руку на сердце, музыка Fratello Metallo не отличается оригинальностью. Посетителям «металлических» концертов скорее нравится контраст между хеви-метал и монашеской рясой. Падре Боницци, наверное, это понимает. Но это его не останавливает. И правильно. Ведь в Католической Церкви таких, как он, пожалуй, больше нет.