Девочка в очках с символикой Пекинской Олимпиады.
Фото Reuters
Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в палестре, или по-другому – в гимнасии. Так называлось помещение для занятий гимнастикой. Оно представляло собой просторный двор, окруженный колонными залами и залами с бассейнами. Занимались в гимнасиях в обнаженном виде (от греч. gymnos – обнаженный). «Направляют их к учителю физических упражнений, – читаем мы в «Протагоре» Платона, – чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной цели и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».
Античная гимнастика базировалась на четырех постулатах: воспитание в подрастающем поколении гигиенических, военных, эстетических и нравственных основ. Недаром на Олимпийские игры не допускались атлеты, находившиеся под судом или чем-либо запятнавшие свою репутацию. Из педагогических заметок Платона мы узнаем, что спортивные игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. Культ олимпиоников (чемпионов Игр) почти приравнивался к почитанию олимпийцев (богов). И это тоже нашло свое отражение в организации Олимпийских игр: все участники делились на 24 отделения, из них шесть составляли детские!
Несмотря на то что женщинам принимать участие в спортивных соревнованиях было категорически запрещено, девочки проходили курс физического воспитания, как и мальчики, но отдельно от них. Философ Филострат Флавий в своих размышлениях о спорте отмечал: «Ликург, дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу для того, чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче».
Наряду с подвижными детскими играми постепенно получили распространение орхестрики – упражнения в танцах и беге, прыжках, приседаниях и всевозможных играх с мячом, выполняемые под музыку. Такая деталь: первым документально зафиксированным олимпиоником был повар Корибас, ставший чемпионом в беге на один стадиодром (192,28 метра, отсюда и слово «стадион»). Так вот, он бежал под музыку авлосов. Этот инструмент изобрел музыкант с символическим именем Олимп не позднее 750 года до н.э. Гармонические мелодии на авлосах исполнялись при жертвоприношениях, во время спортивных состязаний и при торжественной церемонии возложения лаврового венка на голову олимпионика.
Спорт никогда не был у греков узконаправленным занятием типа американского бодибилдинга. Спорт ассоциировался с выработкой нравственного совершенства: победа в Играх была прежде всего моральной победой, преодолением не только соперников, но в первую очередь самого себя. Гимнасии в корне отличались от наших специализированных спортшкол, где фактически готовят будущих чемпионов, профессионалов. Физическое воспитание детей в Древней Греции входило составной частью в общее воспитание, в первую очередь – воспитание гражданина. Вот почему работа педагога почиталась высокопочетной, воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей. В «Горгии» Платона учитель физкультуры говорит о том, что он желает сделать граждан прежде всего красивыми, а уж затем сильными.
Платон не случайно так много внимания уделяет в своих произведениях физической культуре: в молодости он участвовал в Истмийских играх и стал победителем в борьбе. Лаврового венка за победу в кулачном бою и борьбе удостоился великий философ Еврипид. Список знаменитых деятелей политики и культуры Древней Греции, добивавшихся больших достижений в спорте, не перечесть.
При учебных заведениях создавались не только гимнасии и спортплощадки, но обязательно бани и бассейны. С 15 лет программа физической подготовки включала все виды пятиборья: бег, прыжки в длину с гирями, метание диска и копья и борьба. По достижении 18 лет добавлялись обучение кулачному бою и обучение плаванию.
Важно отметить, что обучение в гимнасиях совмещалось с так называемой агонистикой (агон – борьба, состязание). Неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни было отличительной чертой быта греков, это стало их мировоззрением и образом жизни. Соревновались в спорте, пении, игре на музыкальных инструментах, танцах, чтении стихов, ораторских декламациях и т.д. и т.п. – как взрослые, так и дети. Детские агоны были даже в чем-то привлекательнее, ибо болельщиками были в первую очередь родители и близкие ребенка.
Дети, как уже говорилось, принимали участие наравне со взрослыми в Играх. И точно так же, наравне со взрослыми, они болели на трибунах. Стадион в Олимпии, например, вмещал 40 тыс. зрителей, и вход был для всех бесплатный. Игры в 480 году до н.э. проходили в атмосфере особого подъема: греческий флот под предводительством выдающегося полководца, флотоводца и государственного деятеля Фомистокла наголову разбил в генеральном сражении персидскую армаду. На тех Играх впервые будущий великий трагик Софокл, будучи эфебом, руководил хором мальчиков. Впоследствии в трагедии «Электра» он использует реальный случай, происшедший на одной из Олимпиад, когда разбилось сразу 40 колесниц.
С 18 лет юноши переходили в группы эфебов, где в течение двух лет проходили основы госуправления, философии и военного командования. Продолжалось и совершенствование в физической культуре: изучали строевую подготовку, верховую езду, греблю, стрельбу из лука, владение мечом и другими видами оружия.
Жизненная философия греков заключалась в том, что «образ жизни свободного человека» немыслим без спорта. «Было бы безобразием по собственному неразумию состариться так, – учил своих последователей Сократ, – чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Он считал человека, не умеющего читать и плавать, «телесным и умственным калекой». Греческий менталитет наиболее полно воплотил в себе афоризм: «В здоровом теле – здоровый дух».
Олимпионик являлся не просто победителем Олимпийских игр – он считался «калос кагатос», буквально – прекрасноблагим человеком, всесторонне развитой личностью, прекрасным не только телом, но и душой. (Вот к кому в полной мере могли подойти знаменитые слова Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Под лицом, я думаю, следует понимать и тело. Вряд ли восхитит чье-либо даже самое нетребовательное эстетическое чувство обвислый живот или оплывшие формы.)
Олимпионики в Древней Греции были не кумирами фанатов, но «властителями дум», образцами для подражания, с которых молодежь училась делать жизнь. В диалоге Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон, один из крупнейших политических деятелей Афин и талантливый поэт, особо подчеркивает, что «заставляет сыновей выполнять физические упражнения, чтобы они были хорошими защитниками отечества... В условиях мира польза от этого не меньше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время, предаются распутству, а так – заботятся о тренировке тела и тем самым занимают себя». Слова эти как нельзя больше подходят и к нашим дням.