Так или примерно так шесть космических туристов смогут наслаждаться всеми прелестями невесомости на борту SS2.
Фото предоставлено пресс-службой Elegant Resorts
Как-то неожиданно популярной темой нынешнего лета стала тема космического туризма. Из маргинальной, полубредовой, в лучшем случае – научно-фантастической она очень естественно трансформировалась в предмет вполне серьезных обсуждений вполне серьезных специалистов и даже стала последним писком моды. В прямом и переносном смыслах слова.
В Московском авиационном институте, оказывается, уже давно работают над проектом Aerospace Rally System (АRС) – многоцелевым суборбитальным ракетопланом для аэрокосмических гонок и суборбитальных туристических полетов. (Разрабатывается в инициативном порядке совместно с МГТУ им. Баумана, ЦАГИ, Институтом военной медицины и Центром полезных нагрузок ракетно-космической корпорации «Энергия».) Сообщается, что ракетоплан рассчитан на трех человек – пилот и два пассажира или груз весом 300 килограммов. Стоимость одного туристического места может составить 50–60 тыс. долл.
Но если Aerospace Rally System – это все-таки еще проект на бумаге, то легендарный британский миллиардер сэр Ричард Брэнсон не мелочится. В конце июня было объявлено, что основанное им первое частное космическое британо-американское агентство Virgin Galactic начинает через компанию Elegant Resorts официальные продажи в России билетов на космические туры.
В настоящее время в США строятся два самолета-носителя White Knight Two и пять космолетов SpaceShipTwo (SS2). Вместимость SS2 – шесть пассажиров и два пилота; продолжительность полета составит два часа, из которых четыре минуты пассажиры проведут в невесомости. Причем готовый самолет-носитель Virgin Galactic обещали показать вживую первым космическим туристам и журналистам со всего мира уже в июле. (На момент подготовки этой статьи я еще не обладал подтверждающей информацией.) Как было заявлено на пресс-конференции в Москве коммерческого директора Virgin Galactic Стивена Аттенборо и директора по продажам Кэролин Уинсер, планируется, что первые регулярные полеты в космос будут совершаться один раз в неделю. Причем в первый год Землю из космоса увидят 500 человек, в ближайшие десять лет – 50 тыс.
Несмотря на довольно высокую стоимость билета, в списке желающих совершить экзотическое путешествие более 85 000 человек. Причем 250 человек из 33 стран мира уже забронировали для себя места в космолете. По словам директора Elegant Resorts Russia Игоря Тер-Айрапетова, девять из них – граждане Российской Федерации.
Это уже бизнес, а не просто интеллектуальная забава «на интерес»┘ Лучшее подтверждение этому – мгновенное обострение конкурентной борьбы.
На прошлой неделе агентство BBC сообщило, что японская фирма First Advantage начала принимать заказы на проведение церемоний бракосочетания в космосе. Это удовольствие обойдется каждой паре примерно в 2,3 млн. долл. Полет на высоту в 100 км будет длиться один час. Несколько минут брачующиеся и трое их гостей проведут в невесомости, во время которых и постараются обменяться кольцами и клятвами верности. По-азиатски – трогательно...
В этом «амурном» космическом проекте японцы задействовали американскую фирму Rocket Plane. Уже сообщалось (см., например, «НГ-науку» от 11.06.08), что Rocket Plane намерена начать частные полеты в космос с космодрома в штате Оклахома в 2011 году. Налицо явная борьба за «сливки» потенциальной клиентуры. По словам представителя First Advantage, компания ожидает, что большинство ее клиентов будут из Китая и стран Персидского залива. Мало того, руководство фирмы пока не планирует предлагать свои услуги жителям США.
Кстати, токийский модельер Эри Матсуи разработал еще пару лет тому назад свадебное платье для условий нулевой гравитации. Вполне также может сложиться так, что брачующимся окажутся очень кстати разработки от space couture design. Туфельки на шпильках с магнитными присосками в каблучках. Это круто! Вполне можно предположить, что в ближайшем будущем пакет предложений по космическому сервису охватит и все другие сферы человеческой жизни: крестины, разводы, похороны...
Что уж совсем удивительно (или, скажем так, непривычно) – и наш отечественный «Роскосмос» объявил о намерении посодействовать в разжигании этой «туристической лихорадки» в космосе. Как сообщила, опять-таки на прошлой неделе, пресс-служба Федерального космического агентства, ведомство подписало соглашение с американской компанией Space Adventures о начале финансирования создания «туристического» космического корабля. Правда, это будет не ракетоплан по типу SS2, а специально модернизированный под полеты космических туристов наш легендарный корабль «Союз». Он сможет перевозить двух непрофессиональных космонавтов и кадрового командира корабля на Международную космическую станцию.
Дело завертелось! Быстрее всех отреагировали┘ создатели сувениров и модельеры. Первые, в лице британских ученых из Национального космического центра, разработали новую валюту для межпланетных путешественников – квазиуниверсальную интергалактическую деноминацию (QUID). КУИД рассчитан на то, чтобы выдерживать колоссальные нагрузки космических путешествий. У монет отсутствуют острые углы, а выполнены они из полимера, который используется в покрытии непригорающих сковородок.
Все то же агентство BBC уточняет, что заказ на изготовление межгалактической валюты принадлежит компании Travelex, специализирующейся на обмене валют. В конце прошлого года курс обмена QUID в компании Travelex составлял 6,25 фунта стерлингов, или 12,5 долл.
Я бы, пожалуй, купил пару КУИДов на память...