Встречаются на презентациях и вечеринках, пьют, веселятся, знакомятся и дружат.
Фото Романа Мухамеджанова (НГ-фото)
Для меня стало совершенно очевидно, что в Москве сформировалась новая общность людей, которую я называю бубо по аналогии с англичанами и французами, использующими слово bobo. Это слияние буржуазии и богемы в местах тусовок и проведения совместного досуга.
- Из Кремля на "Винзавод" (НГ 30.06.2008): О слиянии буржуазии и богемы и возникновении новой общности людей – бубо.
При этом под богемой я понимаю не богему в том, настоящем смысле слова, которое описывает людей творческих, людей искусства, полностью игнорировавших официальное признание. Та богема умерла в начале 70-х вместе с разрядкой и появившейся возможностью эмиграции. Люди, которых не ценила советская власть, считая тунеядцами, стилягами, формалистами и отщепенцами, оказались востребованы на Западе. По крайней мере музеи, фонды, выставки и галереи современного искусства дали возможность публике узнать о творчестве советской богемы предметно. Но жизнь наших «непризнанных» на Западе – другая история.
Сегодня те, кто называет себя богемой, – люди вполне успешные в коммерческом плане. Бум интереса к современному, актуальному искусству, постмодернизму на фоне резкого роста доходов нарастающего класса российской буржуазии привел к развитию рынка в этом сегменте бизнеса. Именно бизнеса. И это – главное отличие богемы советской от богемы российской. Исходная установка производить коммерческую ценность, заточенность на материальный успех делает представителей современного искусства людьми очень часто материально успешными.
Модельеры и дизайнеры, от Чапурина и Симачева до Ахмадулиной и Пластининой, тесно связаны дружескими или даже родственными отношениями с представителями крупного бизнеса. Рок- и поп-музыканты, играя на корпоративных и закрытых вечеринках, становятся друзьями буржуазии. Хорошие гонорары за выступления ведут их к собственному обуржуазиванию.
Фильмы, сериалы, шоу на телевидении породили еще одну прослойку успешных людей, которые связаны с творчеством и деньгами.
Развитие глянцевой печати предоставило новые возможности для удовлетворения тщеславных потребностей буржуазии и богемы. Интерьеры загородных домов, личные украшения, машины – у всех почти одинаковы. И присутствие в одном журнале, через страницу, уже и формально помещает этих людей под одну обложку, в одну общность.
Встречаются на презентациях и вечеринках, сидят за одними столами, пьют, веселятся, знакомятся и дружат.
Молодая российская буржуазия тянется к гламуру. Это естественно, поскольку обогащение в короткие сроки предполагает демонстрационное потребление в качестве важнейшего визуального способа самоутверждения. А знакомство с людьми «из ящика», хотя и наивно и немного провинциально, по-прежнему является ценностью. Во многих уголках России для огромного числа граждан любого возраста и пола личное знакомство с Андреем Малаховым значит больше, чем знакомство с министром. Или даже с вице-премьером. Кто их знает, кто о них помнит после отставки, кому они интересны как личности?
По мере того как власть молодеет, все чаще и чаще на тусовках можно видеть и жен членов правительства, которые занимаются не только благотворительностью, но и дружбой с видными представителями бубо.
Еще больше сближает всех этих людей совместный отдых в Сардинии, Альпах, на яхтах.
Многих из этих людей можно встретить на приемах в Кремле. Там, правда, есть еще деятели науки и культуры традиционного плана. Вот эти люди и есть элита. Элита – те, кто получает приглашения от президента на прием по случаю Дня России.
Конечно, есть еще выдающиеся люди, личные заслуги которых перед страной давно нашли признание, и они не ходят на приемы. Они тоже элита. Но основной пласт ее, по факту, те, кто на Ивановской площади в шатрах под выпивку и закуску общается друг с другом.
Среди этих людей – много бубо. Это тоже знак времени. Игнорировать людей, добившихся коммерческого успеха в условиях новой России, власть не может. Потому что за таким успехом стоит проявление выдающихся способностей и черт характера.
В условиях социально-экономического хаоса переходной экономики люди, сохранившие трезвый ум и способность адаптировать его к потребностям абсолютно новой и враждебной среды, безусловно, относятся к разряду выдающихся.
Это только кажется, что коммерческий успех, способность продавать то, что производишь, – легкий и доступный успех. Мол, много ума не надо.
Надо. Более того, неспособность производить и продавать лежит в основе краха социалистической модели экономики. Никому не были нужны 800 млн. пар кожаной обуви, производимой в СССР в 80-е годы. Дискредитация системы начинается с иронии в отношении собственных товаров. «Вот такие, вот такие! Большой палец болит показывать! Если других не видел! Вот такие!»
Так что оснований считать выдающимися людей, коммерчески преуспевших сегодня в России, достаточно.
Отношение же к искусству и творчеству нашей богемы у меня лично спокойное. Мне нравится, что я могу поехать с женой на Винзавод, познакомиться с художниками, купить их картины. Которые кому-то могут показаться нешедеврами. Но они вызывают сопряженность с движением моей души. А шедевр я могу посмотреть в Третьяковке или Лувре.
При этом меня не покидает ощущение, что в России появляется все больше молодых людей, способных создавать шедевры современного искусства. Это дети, выросшие в условиях духовной и материальной свободы. Их мозг развивается под воздействием совершенно бескорыстных импульсов.
Эвристический интерес к жизни, подкрепленный доступом ко всем мыслимым источникам информации и знания, – надежная основа формирования людей нового типа.
Когда я читаю их тексты, вижу картины или слушаю написанную ими музыку – я понимаю уровень их автономности, независимости от государства и рынка. Причем эта автономность не фронда, не концептуальная стойка. Это – факт их существования. То есть они превращаются в богему нового типа, творящую по потребности творить. Без расчета на вознаграждение.
Но вознаграждение будет. Поскольку рынок, как мало какой иной институт общества, в состоянии достаточно быстро оценивать содержательную ценность нового продукта и связывать его с потребителем. Буржуазия и богема – бубо – наиболее динамичный слой современного российского общества, оказывающий самое мощное влияние на ценности и предпочтения населения. Бубо – самый желанный и притягательный образ для молодых и амбициозных людей. А значит, у бубо есть будущее.