0
1130
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.06.2008 00:00:00

На краю света в Поднебесье

Тэги: китай, туризм


Первая поездка в Китай для любого россиянина, как и европейца сродни культурному шоку. Слишком уж рознятся наши культуры и цивилизации. Да и вообще одна цифра народонаселения в этой стране – а в Поднебесной проживает свыше 1,4 млрд. из чуть более 6 млрд. населения нашей планеты, – вызывает уважение, удивление и даже некоторый страх за будущее прочих популяций человечества, особенно граничащих с Китаем и потихоньку вымирающих россиян.

Что такое китайский размах, стало ясно с самого начала поездки. Пресс-тур в самую маленькую и самую курортную провинцию Китая, остров Хайнань, с населением всего около 8 млн. человек, возник внезапно. Поначалу не была ясна ни цель поездки, ни точный маршрут и программа. Уже в Домодедове перед вылетом было объявлено, что российский туроператор «Южный крест» и его китайский партнер компания «Жемчужная река» везут в пресс-тур, организованный по заказу мэрии города Санья – главного курорта всего Китая, этакого местного варианта нашего Сочи, – сразу 66 российских журналистов.

Причем, как уточнили коллеги, изначально речь шла вообще о ста журналистах. В столь массовых пресс-турах мне еще бывать не приходилось. Другие страны обычно приглашали от 10 до 20 коллег по перу, а то и считанные единицы.

Пресс-тур совпал по времени с первым визитом президента России Дмитрия Медведева в Китай. Это его первая поездка в дальнее зарубежье в новой должности. В те же дни российские врачи и спасатели помогали ликвидировать последствия землетрясений, унесших десятки тысяч жизней, в китайской провинции Сычуань. И за президентский визит, и за помощь врачей и спасателей китайцы на самых разных уровнях не переставали благодарить Россию и нас как ее представителей. Не переставали они также подчеркивать, что на острове не было отмечено ни одного случая заболевания энтеровирусной инфекцией, жертвами которой на материковой части Китая стали несколько десятков детей.

Липкая жара полезна для жизни

Когда выяснилось, что нас не повезут ни на Великую китайскую стену, ни в уже затопленное ущелье Дракона не реке Янцзы, ни на прочие известные по телевизионному «Клуба путешественников» и телеканалу «Дискавери» достопримечательности, стало немного обидно. Я прекрасно осознавал, что знакомиться с Китаем и составлять представление об этой стране по самой маленькой курортной провинции (а наша программа, как оказалось, ограничивалась только островом Хайнань) – это все равно что знакомиться с Россией по городу Сочи. Вроде бы галочку поставить можно, но при этом получается, что видишь самую малость великой и многообразной страны. А с учетом того, что как раз во время этой поездки мои дети уезжали сначала в Артек, а потом до конца лета на Кубань к бабушке и в ближайшие три месяца я их не увижу, меня охватила даже грусть.

Настроение улучшилось сразу по прилету в город Санья. Первый же шаг из самолета на трап позволил ощутить всю разницу в климате. Если в Москве при отлете который день с небольшими перерывами шел дождь, а температура колебалась от +8 до +15╟, то на китайском острове все открытые участки тела стала обволакивать влажная жара. Все закрытые – были в это время на грани бунта и теплового удара и требовали срочно скинуть долой остатки московской одежды. Последующие слова гида, сообщившего, что среднегодовая температура на острове +27,5╟, а в данный момент она составляет +34╟, только усилили желание поскорее напялить сандалии на босу ногу, шорты и тонкую рубашку-безрукавку.

Несмотря на то, что уже через полчаса пребывания в таком климате с непривычки хочется обратно в холод, а высокая влажность создает ощущение, что ты дышишь воздухом из предбанника в сауне, – этакая непрекращающаяся ингаляция, – местным этот климат явно на пользу. Мало того, что на Хайнане самое высокое в Китае соотношение долгожителей к общей массе населения, среди местных жителей практически нет толстых, все поджарые и стройные.

Почему-то сразу вспомнился наш Дальний Восток, жители которого живут на 5 – 10 лет меньше, чем в среднем по России, и это при нашей и без того низкой продолжительности жизни. И внешне наши россияне-дальневосточники также выглядят хуже некуда и, как правило, старше своих одногодков из европейской части страны. При этом нельзя забывать, что на долю нынешних китайских долгожителей выпало за последние 95 – 100 лет как минимум не меньше исторических испытаний, чем на их российских сверстников. Наши старики пережили Первую и Вторую мировые войны, Гражданскую войну, раскулачивание, сталинские репрессии и перестройку. Их долгожители столкнулись тоже с двумя мировыми войнами, японской оккупацией, гражданской войной, разделом страны, «культурной революцией», коллективизацией и войной с Вьетнамом. Вот только перестройка в Китае прошла менее болезненно, чем у нас, но уровень жизни, если брать его материальную составляющую, до сих пор в два раза ниже, чем в России.

Свободная зона с социалистической спецификой

Хайнань – свободная экономическая зона с фактически безвизовым режимом. Если турист не собирается с острова поехать дальше в Китай, то он может получать не стандартную для всей страны визу, а действующие в рамках острова визу по прилету, которую ставят прямо в аэропорту, или оформить в рамках тургруппы групповую визу, следов которой в загранпаспорте вообще нет. Последний вариант был у нас.

Прохождение паспортного контроля заняло у всего самолета не больше 5 – 10 минут. И тут нас ждал второй после температурного шок: местные девушки в нарядных костюмах повесили каждому по ожерелью из цветков орхидей и проводили в автобус. Лицо самопроизвольно расплылось в счастливой улыбке. Меня еще нигде так не встречали. К моему удивлению, все встречавшие нас пять-шесть гидов, пусть и с ошибками и тяжеловатым произношением, довольно быстро говорили по-русски и все они были родом с севера Китая – из Харбина. Ставка на русский язык для них себя оправдала – они получили высокооплачиваемую по местным меркам работу и возможность сменить северный климат на более благоприятный тропический. Проявив максимальное внимание и дружелюбие, они помогли каждому довольно быстро расселиться в номера и поменять доллары на местные юани.

Курортная зона Китая поражает сочетанием присущей западным странам вышколенностью персонала, восточного дружелюбия – все делается с улыбкой и желанием максимально угодить клиентам отеля или ресторана, – а также еще не забытой нами со времен социализма боязнью сболтнуть лишнего и прочими самоограничениями. Неизгладимое впечатление производит то, в какой форме китайцы уходят от ответов на неудобные вопросы. Директор одного из отелей, когда ему задали вопрос о жертвах землетрясения в провинции Сычуань, просто ответил, что не уполномочен говорить на такие темы.

Директор другого отеля, отвечая на вопрос «НГ» о том, каких туристов больше на Хайнане и в ее отеле, из Китая или из за рубежа, улыбнувшись, сообщила, что всех туристов поровну – 51% из Китая и примерно 49% – из-за рубежа. Возможно, что в отеле есть какое-то квотирование, но мне показалось, что женщина просто побоялась сказать, что кого-то больше. Вдруг дотошные иностранные журналисты подумают, что на острове Хайнань не очень приветствуют отдыхающих иностранцев либо, наоборот, нет места для отдыха иностранцев из этой страны.

Специфика общественно-политического строя Китая накладывает ограничения и на отдыхающих иностранцев. Им, в частности, разрешается менять на юани не более 200 долларов в день в одном обменнике, причем не с человека, а с гостиничного номера, независимо от того, сколько человек там живет. На меня произвела впечатление также местная школа. Такого количества детей сразу в одном месте я еще не видел, хотя у самого в семье есть школьники. От детского ора на перемене у меня через минуту после звонка просто не выдержали барабанные перепонки, и я ретировался во двор. Там меня тоже ждала неожиданность: во второй раз в жизни меня приняли в пионеры – символически повязали на шее красный пионерский галстук.

Спасибо России!

Еще 10 лет назад курортная столица Китая город Санья представляла собой рыбацкую деревушку. Современная курортная инфраструктура тут появилась в последние годы. В городе и пригороде развернута сеть из примерно трех десятков крупных отелей. Причем, помимо китайских названий, есть несколько мировых сетевых грандов, в том числе «Мариотт», «Хилтон», «Риц Карлтон», «Кемпински», «Шератон», «Кроун Плаза». В этих отелях любят селиться состоятельные китайцы. Вторые по численности среди туристов – россияне.

В прошлом году на острове отдохнули 150 тысяч наших соотечественников, однако наплыв из России продолжает расти. В этом году только за первые четыре месяца остров Хайнань посетили уже 75 тысяч российских туристов. Среди отдыхающих встречаются также японцы, корейцы, жители европейских стран, но по численности они уступают нашим согражданам. Не случайно все таблички на пляжах и во многих общественных местах дублированы сразу на трех языках: китайском, английском и русском. Россиян остров Хайнань привлекает теплым климатом и морем, температура воды в котором сейчас слабо отличается от температуры воздуха, замерзнуть в ней просто невозможно, хорошо бы хоть как-то охладиться. По словам гидов, море остывает ближе к новому году, тогда температура воды падает примерно до +20 – 24╟. В период с ноября по апрель на острове высокий сезон, не так жарко, и нет тяжелой тропической влажности.

В районе одной из трех наиболее раскрученных в рекреационном плане бухт острова – Ялунвань – есть даже городок из коттеджей-таунхаусов, жилье в которых покупают граждане из нашей страны, получая взамен возможность пережить зиму в более приятном климате. Правда, и цены здесь достигают 3000 долларов за квадратный метр, что примерно втрое выше, чем на обычные квартиры в городе Санья.

Китайцы не упустили случая, чтобы сообщить нам о том, что остров любят посещать президенты и прочие знаменитости, в том числе президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Таджикистана Эмамоли Рахмон. В одном из отелей несколько лет назад отдыхала с дочерьми и супруга тогдашнего президента России Людмила Путина.

Из восточной экзотики для туристов можно отметить крокодиловую фирму, массажные салоны (в одном из них до сих пор гордятся фотографиями посетивших их российских знаменитостей, в том числе Александра Абдулова). Местные врачи и маркетологи, похоже, не догадываются, что их неудачная попытка спасти актера от рака – не самая лучшая реклама.

На острове также можно посмотреть гряду каменных глыб на берегу моря. Это невыветрившиеся гранитные остатки от вулканической деятельности в так называемом парке «Край света». Место популярно у туристов из материкового Китая, которые нарасхват разбирали российских журналистов, чтобы сделать с ними фотографии на память. На острове есть также ущелье бабочек, в котором можно полюбоваться их красотой и многообразием.

Русским туристам особо нравится такой аттракцион, как рыботерапия. В нескольких отелях имеются бассейны с маленькими рыбками, изначально создававшиеся не столько для туристов, сколько для излечения различных кожных заболеваний. Рыбки стаей налетают на погрузившегося в воду человека и начинают его нежно покусывать, съедая отшелушившиеся верхние слои кожи. Окунув в такой бассейн свою руку, я уже через минуту не видел всех своих пяти пальцев: рыбешки облепили ладонь и бились друг с другом за место, чтобы меня немножко погрызть.

Кроме того, туристов развлекают поездками в этнические деревни с народностями ли и мяо, а также в лодочный городок народности даи, в котором на воде в хлипких строениях из пенопласта, дерева и жести живут около 6 тысяч человек. Жители этого городка ловят в море рыбу, черепах и даже акул (их потом откармливают их в садках рядом с домиками для продажи в рестораны), а также выращивают жемчуг. У богатых семей даи в их хлипких домиках вставлены тонированные стекла и устроены по пять-семь садков, у основной массы семей количество садков не превышает трех-четырех.

Из прочих развлечений острова можно назвать встречу рассвета в джунглях, купание в термальных источниках, рафтинг по реке с необычайно теплой для горных рек водой и поездку на остров обезьян. Последняя экскурсия запомнится надолго – на острове в приближенных к естественным условиях обитают около 2 тысяч макак. Туристы их подкармливают купленным в палатке специальным кормом и фотографируются на память.

Отдельного упоминания заслуживает монастырский комплекс Наньшань. Возведен он был всего десять лет назад монахами-буддистами ламаистского течения при поддержке государства и частного капитала. Не обошлось и без патриотической пропагандистской составляющей. Главной достопримечательностью монастыря считаются отнюдь не статуи Будды Мартрейи и Будды Шакъямуни, имеющиеся в монастыре, паломников у которых, впрочем, тоже хватает. В центре храмового комплекса стоит статуя последователя Будды – Бодхисатвы Гуаньинь. По словам гидов, их Гуаньинь выше американской статуи Свободы. Правда, 108 метров высоты они объясняют не стремлением догнать и обогнать Америку, а количеством страданий человека.

Есть в монастыре еще одна восьмирукая статуя Гуаньинь, сделанная из 140 килограммов золота и инкрустированная нефритом. Толщина составляющих ее кожный покров золотых пластинок – чуть больше миллиметра. Это самая крупная золотонефритовая статуя во всем буддийском мире. Пикантность ситуации придает то обстоятельство, что Гуаньинь – это китайская интерпретация Бодхисаттвы Авалокитешвары, чьим перевоплощением считается Далай-лама.

Не удивлюсь, если после смерти нынешнего Далай-ламы нового выберут при помощи монахов этого монастыря и отправят расти и учиться подальше от мятежной столицы Тибета – Лхасы. Остров Хайнань с монастырским комплексом в честь Гуаньинь очень даже для этого подходит. Во всяком случае, нынешний Панчен-лама – второй по авторитету и значению лама, хотя и считающийся, в отличие от Далай-ламы, не просто воплощением бодхисатвы Гуаньинь, а уже собственно Буддой, – был выбран и воспитан лояльными Пекину монахами по такой формуле. О судьбе выбранного чуть ранее мятежными тибетскими монахами альтернативного Панчен-ламы сейчас, стараниями китайских властей, общественности и верующим ничего не известно.

Юань пишем, три в уме

В Санья сейчас под туристические комплексы отдано три бухты, в отелях которых, как сообщил вице-мэр города по туризму Ли Байцзын, в прошлом году отдохнуло 5 млн. туристов, в том числе 500 тыс. иностранцев. Каждый год число туристов растет примерно на 30%, что заставляет местные власти расширять сеть отелей. Сейчас начинается застройка четвертой бухты, в развитие которой только в этом году будет вложено почти 1,5 млрд. долл.

Все крупные международные сетевые отели возводятся на острове по франшизе, которые покупают китайцы. Зачастую после покупки франшизы приглашается иностранный менеджмент.

Отдыхать лучше в недавно освоенной бухте Ялунвань. Отели там построены по более высоким стандартам, так как продающие франшизы сетевые отельные компании не позволяют снижать уровень сервиса.

Отели в двух других бухтах – Дадунхай и Санья – постарше, многие из них уже пообтрепались. И, несмотря на четыре и пять звезд, которые красуются в их документах и на их фасадах, стандарты обслуживания в них изначально ниже, чем в респектабельной Ялуньвань. Зато до Саньи, с ее развлечениями и магазинами, от этих отелей – в отличие от отелей бухты Ялуньвань – рукой подать. Такси из Ялунвань до центра города Саньи доставит за 40 минут, что обойдется всего в 40 – 50 юаней, т.е. менее 200 рублей. Сущие копейки по московским меркам.

Отельный бизнес весьма выгоден. По словам одного из тур-менеджеров, если во всем мире нормальной считается окупаемость отелей в течение до десяти лет от начала строительства, то в Санья она колеблется от трех до пяти лет.

О рентабельности этого направления у российских туроператоров можно судить по двум цифрам. Путевку на 10 дней на одного человека в четырех-пятизвездочный отель они закупают по 700 – 900 долл. В Москве такой тур продается уже по цене 2500 – 3000 долл. Туроператору, правда, приходится оплачивать чартерный перелет и расходы на работу московских офисов, а также нести некоторые риски на случай, если вдруг российские туристы перестанут ездить на остров. Если же не проявлять особой требовательности, то в городе можно найти плакаты на русском языке, которые предлагают отдохнуть в трехзвездочном отеле по цене от 140 до 200 юаней в сутки за двухместный номер, то есть менее 700 руб. Впрочем, судя по темпам роста потока клиентов из России, предлагаемая отечественными турфирмами арифметика их вполне устраивает. Такие поездки могут позволить себе представители среднего класса и слоев выше среднего – те, для кого несколько сотен, а может быть, и более тысячи долларов переплаты особой роли не играют. Так что курорты острова Хайнань, судя по всему, и впредь будут увеличивать свою популярность у россиян.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2056
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1318
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
978
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1286

Другие новости