Донские казаки всегда обмундировывались за свой счет: кто как мог. Что неудивительно, так как полного единообразия, присущего армии, от них не требовалось. Главное, чтобы сапоги были не стоптаны да гимнастерка не расползалась.
В старину кители и гимнастерки, брюки и бекеши, фуражки и папахи обычно покупались у казачьих мастеровых. Их изготавливали по образцам, устанавливаемым военным ведомством. В то же время в приказе от 1903 года допускалось «разнообразие материалов и небольшие отклонения от существующих описаний и образцов».
Несмотря на то что шаровары согласно «регламенту» должны были быть серого цвета, как во всей кавалерии, казаки с завидным упорством традиционно предпочитали синий цвет. А потому казака можно было издали отличить от армейца не только по чубу, но и по синим шароварам с красными лампасами.
Именно шаровары с лампасами знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно казаки гордятся ими и по сей день. О лампасах на Дону даже ходит легенда. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье в виде оружия, хлеба и сукна красного и синего цветов. Но однажды синего сукна оказалось в достаточном количестве, а красного мало. Как и положено, все было поделено поровну. В результате красного сукна досталось каждому лишь по небольшой ленточке, которой хватило для того, чтобы на синие штаны нашить лампасы.
Сегодня, надо признать, на Дону нет единства не только в казачьих рядах, но и в форме. Поделенные на реестровых (государевых) и «общественников» (вольных), казаки одеты кто во что горазд.
«Вольные интерпретации казачьего костюма и знаков отличия привели к тому, что в народе казаков стали называть «ряжеными», – возмущается потомственный казак Василий Кучков. – Сейчас казака чаще всего можно увидеть в камуфляже, с пришитыми на брюки красными лампасами и в папахе. В итоге люди тыкают пальцем: «Вон ряженый идет».
Александр Черкашин также из казачьего рода, но вступать в войско не собирается. Причина банальна: не на что купить положенное обмундирование. «Для меня, хуторянина, такие деньги неподъемные, – говорит Черкашин. – Если следовать распоряжению начальника Управления президента РФ по вопросам казачества еще от 1998 года, то на казаке должны быть и шерстяная шинель или куртка зимняя, камуфляжная, с накладными карманами, и хромовые сапоги. Да и о папахе, шашке надо позаботиться... Зато атаманы наши, по всему видать, шьют себе форму в лучших столичных ателье».
А вот 25-летний житель Таганрога Вячеслав недавно вступил в ряды реестровых казаков (никто из его предков, к слову, и близко не стоял, как говорится, к казачьему сословию). Но оказалось, что стать казаком совсем просто: для этого надо только форму приобрести. Вячеславу посоветовали съездить в Ростов. Там, прямо на автовокзале, казачья одежда продается в ларьке. Шаровары с лампасами, китель и фуражку можно купить за 3,7 тыс. руб. Но парень заказал, по его словам, «прикид» в одном из таганрогских ателье, где форма ему обошлась всего в 2,5 тыс. руб.
«Это реестровым казакам строго предписано по праздникам ходить в белых рубашках с галстуками, – говорит атаман «общественных» казаков Николай Козицын. – Мы же будем следовать своей древней традиции, и главное, чтобы штаны были с лампасами».
По мнению Николая Козицына, облик современной казачьей формы должен базироваться на канонах, сложившихся в начале ХХ века, – это непременно черкеска, папаха, бешмет. «Не вижу причины «совершенствовать» казачью форму, – говорит атаман. – Если мы возрождаем традиции, то должны придерживаться исторической истины. Здесь каждая деталь имеет глубокий смысл. С 1904 года даже пуговицы на казачьих мундирах вместо гладких и плоских стали изготавливаться с орлами».
А вообще до революции не только казачьи сотни, но и полки регулярной армии имели отличное от других обмундирование и атрибутику. Так, в 1914 году Донской казачий полк генерала Бакланова за храбрость и мужество получил на шапки кокарду в виде адамовой головы (череп с костями), являющейся символом бессмертия.
По словам ростовского политолога Василия Петрова, разнобой в казачьей форме никак не согласуется с тем образом Всевеликого Донского войска, который оно пытается формировать в глазах общественности. На ком-то «камуфлированные» штаны, на ком-то мундиры, напоминающие лакейскую форму.
Между тем донские казаки ревностно относятся к тому, что кто-либо «посягает» на их форму. В свое время они потребовали от казаков Центрального казачьего войска не носить форму Всевеликого войска Донского. Использование другими казаками синей формы и фуражек с околышами вызывало у них раздражение.
«В Москве понятия не имеют, что такое казачество, – возмущались донцы. – Сами нас называли ряжеными, теперь нашу же форму носят... Раз они в столице придумали свое войско – пусть придумывают себе и форму».
Ростовчанин Василий Кутепин работает на стройке экскаваторщиком. Зарабатывает неплохо. Часть зарплаты постоянно тратит на казачью форму и атрибутику. Жена его за это постоянно пилит, считает, что деньги выброшены на ветер: «Ладно, дед и отец Васькины были казаками, ну а он куда лезет...» Сам Василий, конечно же, рассуждает по-иному, считает, что просто «час его не пробил», а пока он готовится к торжественному дню вступления в казачьи ряды.
На стене в квартире Кутепиных висит шашка, настоящая донская – с кованым стальным клинком и деревянной рукояткой. Ее Василий купил в одном из ростовских магазинов за 6,5 тыс. руб. Тут же в «устрашение жены» плеть, изготовленная из выделанной кожи – за 600 руб. Папаху из черного каракуля потомственный казак привез с отдыха в Домбае, где купил за 3 тыс. руб. (к слову, у одного из донских атаманов папаха стоит около 20 тыс. руб.). Сапоги хромовые (за них Василий отдал около 5 тыс. руб), ждут, когда хозяин начнет в них маршировать, уже третий год.
«Кроме всего этого, – с негодованием рассказывает жена казака, – он еще купил и гимнастерку казачью, и китель парадный и даже Георгиевскую медаль «За храбрость» II степени где-то приобрел – за 800 рублей».
«Если самому не доведется носить, внук Степка поносит, – говорит Василий. – Наступит же такое время».
Ростов-на-Дону