В патриархальной традиции представление о верховенстве Бога выражалось в формах мужского рода.
Микеланджело. Сотворение Адама. Фреска Сикстинской капеллы в Ватикане
В современном мире для разрешения богословских проблем Откровение иногда заменяют демократическим голосованием. По крайней мере к этому способу прибегло британское Движение за реформированный иудаизм, задавшись целью выяснить, какие представления о «половой принадлежности» Всевышнего бытуют среди граждан Великобритании. Эта организация организовала онлайн-опрос, причем не только среди последователей иудаизма, но и других религий и атеистов.
Результаты голосования оказались совсем не «политкорректными». 62% опрошенных заявили, что мыслят Бога как мужчину, и лишь 1% представляет его в женском образе. Христиане показали себя самыми большими «ретроградами» – их доля от общего числа сторонников «мужской версии» Бога составила 73%.
Опрос Движения за реформированный иудаизм был приурочен к изданию нового молитвенника, подготовленного этой организацией. Однако британские реформисты решили не прислушиваться к мнению большинства, поскольку оно расходится с их фундаментальными убеждениями. Подобно русским революционерам-народникам, низвергавшим диктатуру «Бога, царя и отца», реформированные иудеи выхолостили из текстов молитв любые определения, характеризующие Всевышнего как мужчину. «Сексистские» обращения «Царь», «Отец» они заменили на нейтральные вроде «Вечно Сущее».
Надо признать, подобные формулировки не противоречат тексту Священного Писания. «Начиная с Адама, основным был вопрос, обращенный к Богу: кто Ты? Господь неоднократно отвечает: Я есмь Сущее, Причина всего, что существует. Это понятие может быть выражено в грамматических формах мужского, и женского, и среднего рода. Всевышний всеохватен, трансцендентен», – говорит раввин Зиновий Коган, представляющий реформистское течение в российском иудаизме.
Однако в патриархальной традиции представление о верховенстве, всемогуществе естественным образом выражалось в формах мужского рода, которые обозначают Бога в древнееврейском тексте Библии, что нашло свое отражение в литургии ортодоксального иудаизма. Возможно, острота проблемы несколько сглажена в англоязычных иудейских молитвенниках, так как в этом языке категория рода не настолько ярко выражена, как в иврите.
Одна моя знакомая рассказывала о том, какое недоумение она испытала, открыв молитвенник, которым пользуются евреи-реформисты в Израиле. Благословения Всевышнего, которые религиозный иудей обязан произносить буквально на каждом шагу, в этом издании были приведены в двух вариантах: сначала, как принято, «Благословен Ты, Господи», а в скобочках дан женский вариант «Благословенна Ты». Надо отметить, что в иврите в отличие от русского языка по родам изменяется также и личное местоимение «ты».
Так что инициатива британского Движения за реформированный иудаизм по редактированию молитвенных текстов – не первая. Другое дело, что они пошли несколько другим путем, нивелировав категорию рода вообще. Однако для этого им придется значительно изменить литургию, освященную трехтысячелетней традицией, начиная от псалмов Давида и заканчивая средневековой гимнографией. Например, одна из важнейших молитв в литургической практике ортодоксальных иудеев начинается со слов «Отец наш, Царь наш». Теперь эти слова придется заменять нейтральными формулировками, вторгаясь даже в текст Священного Писания, фрагменты из которого составляют основу иудейской литургии.
«Это несколько вызывающее решение, видимо, феминистских женских общин. Я не вижу в таких общинах ничего дурного. Общины могут быть самые разные. Но я не приветствую такое изменение традиции и переписывание молитвенников. Они могут писать новые молитвы, какие хотят, но вносить изменения или дополнения в те молитвы, которые существуют сотни лет, недопустимо. Это как переписывать пушкинские поэмы, дескать, потому, что уже не та эпоха», – убежден Зиновий Коган.
«Они могут делать все, что считают нужным и важным для своей общины, но вряд ли это будет распространяться за стенами их синагоги», – добавляет он.
Между тем феминистские представления завоевывают все большее влияние в религиозных иудейских общинах, особенно в странах Западной Европы и США. Нормой становится массовое появление женщин-раввинов, представительницы слабого пола охотно берут на себя тяжелую обязанность исполнять многочисленные заповеди, традиционно бывшие обязательными только для мужчин. Причем эти инициативы оправдываются религиозным рвением, стремлением в своем служении Всевышнему (или «Вечно Сущему») не отстать от мужей и братьев. Женщины упорно доказывают свое равноправие, а то и лидерство на религиозном поприще. Сокрушив многовековое мужское «главенство», феминистки усомнились в «мужской силе» Того, Кому они поклоняются, решив, что настала пора «творить» Господа по своему образу и подобию.