0
13170
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.04.2008 00:00:00

Существование предшествует сущности

Тэги: философия, будущее


философия, будущее Постигай то, что есть.
К.Петров-Водкин. Черемуха в стакане. 1932

Для многих людей жизнь – это ожидание будущего счастья. Для них что-то непременно хорошее случится позже, и вот тогда все наладится. Это – нормальная психология нормальных людей. Верить в будущее, в то, что все будет хорошо. У моей мамы в молодости была подружка, энергичная и веселая, которая каждый месяц планировала расходы семейного бюджета из ожидания обязательного выигрыша по облигационному займу. То есть объясняла мужу, откуда деньги на очередное платье – из сберкассы, ведь «на этот раз мы обязательно выиграем». Кстати, она, высунувшись наполовину в форточку и узнав у соседа, что моя мама родила двойню, от эмоции вывалилась из этой форточки на улицу.

Ожидание «перемены участи» начинается в детстве с предвкушения подарков на дни рождения. Потом всем кажется, что произойдут серьезные изменения после начала школы. А уж какие ожидания связаны с ее окончанием и поступлением в институт! Прощай, детство, здравствуй, взрослая жизнь! И пошло-поехало: вот сдам сессию, вот окончу, вот женюсь, вот разведусь, вот куплю квартиру, вот разъедусь с тещей┘

К сорока годам, к «кризису среднего возраста», люди подходят измотанными разочарованием оттого, что ничто из ожидавшегося не принесло счастья. А счастье было тогда, когда не было ни квартиры, ни степени, ни иных благ, а был стройотряд, и была любимая смешливая девчонка под боком, и вы лежали на траве, целовались и смотрели в звездное небо. А еще было счастье, когда гурьбой помогали другу с переездом на новую квартиру, тащили мебель и пианино на 16-й этаж в Ясенево, а потом всю ночь отмечали новоселье с ведром картошки и ящиком водки. И говорили, и ржали всю ночь, периодически посылая кого-нибудь на улицу купить у таксиста сигареты. А утром ехали почти полным составом, теряя по пути только самых дисциплинированных адъюнктов, в пивной зал на Ухтомку. Пивная там была знаменита тем, что на каждом столике были живые полевые цветы, 20 типов закуски и кувшин для самостоятельного долива пива. После отстоя. Из-за того, что пиво стоило 40 копеек против 20 в большинстве заведений, народу было не много, и публика была интеллигентной. В ерофеевском смысле. Слова типа «трансцендентальный», «когнитивный», «имманентный» неслись из-за столиков и ласкали слух и самолюбие всех спонтанно собравшихся в этом месте.

О материальных символах «счастья» даже не хочется говорить: до такой степени всем очевидно, что богатство имеет к счастью примерно такое же отношение, как и бедность.

А мне повезло. В аспирантские годы мой сосед по лестничной клетке – ассистент с философского факультета МГУ Нур Кирабаев – дал мне на ночь запрещенную книгу Мартина Хайдеггера. Я прочитал, сколько мог, и выписал, что поразило: «существование предшествует сущности». Логика Хайдеггера и других «атеистических экзистенциалистов» проста: сущность до существования не известна никому, человек познает ее каждым днем своей жизни, каждым мигом ее. И полное, максимальное представление о сущности человеку открывается лишь в последний миг его жизни, на смертном одре. Эта мысль поразила меня своей очевидностью!

Ну, конечно же, откуда мне знать, что важно, а что – нет. Как я могу думать, что сегодняшний день, именно эта минута, когда я пишу эти строки, а вы их читаете, чем-то менее важен в моей и вашей жизни, чем день из будущего, скажем, 7 мая, если я или вы пойдете на инаугурацию нового президента. Тот день тоже может оказаться интересным и важным и внесет в копилку знания о нашей сущности нечто новое, но никаких априорных преимуществ перед днем сегодняшним у него нет. А стало быть, нет никаких оснований превращать свою жизнь в транзитное перемещение по маршруту от одного пункта предполагаемого счастья к другому. Нужно жить не транзитно, а функционально, полноценно. Гегель говорил: «Постичь то, что есть, – вот в чем задача философии». За что ему крепко досталось от марксистов-ленинцев, считавших, что задача философа: изменить мир. В гегелевском понимании перед философом никаких задач по переустройству мира не стояло, а потому его подход, при котором «все, что действительно, – то разумно», был в нашей стране подвергнут обструкции и уничижительной критике. Из уст молодых и горячих философов, поэтов и писателей, призывавших презреть «мелкий быт и суету» и полностью, без остатка отдаться грезам грядущего коммунистического счастья.

Так, вероятно, частными обломочками от этого большого счастья целой страны и наполнялись сердца и души людей. Ложные ожидания рождали глубокие страдания и неустроенность, разводы и «полеты во сне и наяву».

Моя жизнь не выстроена из ожиданий будущего счастья не потому, что я его не хочу. А потому что смыслом для меня является бережное перемещение по жизни счастья наличного, обретенного, добытого в ходе внимательного отношения к каждому нюансу и моменту сегодняшнего дня.

А недавно заехал с опозданием на вечеринку сына Коли и услышал из прихожей, как он предлагает всем собравшимся выпить за то, что существование предшествует сущности.

Даннный материал подготовлен для сегодняшнего номера журнала «Профиль».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
603
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1010
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
854
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
787

Другие новости