0
1286
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.04.2008 00:00:00

Космический голландец

Тэги: космос, байконур


космос, байконур Одна из причин любви Тервея к России – наша национальная особенность, состоящая в способности к решению многих вопросов неофициальным путем.
Фото автора

Яаап (Якоб) Тервей – корреспондент голландской научно-популярной газеты Space Wiev («Космическое обозрение») и редактор журнала, выходящего в качестве приложения к ней. О себе он говорит: «Я═свободный журналист, пишущий на темы русского космоса». Путешествуя по всему миру, Россию он посещает чаще других стран, а города Королев, Юбилейный освоены им не хуже родного Амстердама. Потому-то мне и довелось встретиться с «космическим голландцем» – здоровенным двухметроворостым мужиком, излучающим добродушное обаяние.

Прежде всего мне интересно было узнать, как это получилось, что житель уютной и благополучной европейской страны стал популяризатором русского космоса? Однако все оказалось очень просто: «Мой отец работал в газете Компартии Нидерландов «Де Ваархейд» («Правда») и был убежденным коммунистом. Поэтому я получил хорошее воспитание, вступил в комсомол и был в курсе всех достижений СССР. В 1962 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки я, шестнадцатилетний парень, увидел Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты стоял на площади в окружении огромной массы людей. Я постарался подобраться поближе, чтобы его сфотографировать. С этого и началось┘ Вернувшись домой, я стал заказывать книги о космосе и космонавтике». Теперь у Якоба солидная библиотека – собрание русских книг по космосу: «Самое большое в Европе – не считая, конечно, России!»

А в Москву голландский космический журналист впервые приехал еще в 1973 году, на своей машине: «С тех пор я бываю у вас регулярно, подолгу живу здесь, пишу о ваших космических делах для своей газеты. У нас в Голландии есть технический центр Европейского космического агентства (ЕКА), а в нем свой пресс-центр. Там меня вычеркнули из своих списков – мол, ты ничего не пишешь о космических делах ЕКА, но только о русском космосе. Ты слишком много знаешь о русской космонавтике, это ненормально».

Знает он действительно не так уж мало. Особенно интересна ему техническая сторона дела – внутреннее устройство корабля, испытания, эксперименты┘ Знаком со многими русскими космонавтами: «В 1989 году я встречался с Александром Серебровым – он был тогда председателем всесоюзного аэрокосмического общества «Союз». А я хотел организовать поездку группы голландских школьников в детский космический лагерь под Новосибирском. После официальной беседы мы с ним хорошо провели вечер – по-русски, на природе, с рыбалкой и ухой, и он предложил: «Приезжай на мой пуск через три недели!»

Такое приглашение вызвало у гостя некоторое замешательство: «Я был удивлен, потому что в США за три недели до каждого пуска устанавливается строгий «санитарный кордон», а тут так просто┘ Меня внесли в соответствующие списки, я проводил Сереброва на станцию «Мир» и после этого бывал уже на многих пусках, приезжая на «Байконур» по три раза в год. Потом я жил в военном городке (нынешнем городе Юбилейном) и был там, наверное, первым иностранцем».

Одна из причин любви Тервея к России – наша национальная особенность, состоящая в способности к решению многих вопросов неофициальным путем: «У вас гаишники не любят составлять протоколы – это очень удобно для путешествующих на своей машине! Я проехал от Москвы до Владивостока и не имел ни одного инцидента, официально оформленного. Это же так здорово! Правда, и я никогда не превышаю скорость, потому что по дороге смотрю во все глаза на необычную русскую жизнь. Особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Там проживает много аборигенов, и знакомиться с особенностями их жизни мне очень интересно».

«Но ты же бывал и во многих других странах, наверное, не менее интересных?» – спрашиваю голландца. «Да, ведь по натуре я хиппи. Люблю странствовать по белому свету. Бывал в США, почти во всех странах Европы. Ездил в Пекин через Монголию┘ Там тоже много интересного. Но Россия – особенная страна! Кстати, опыт общения с вашими эвенками и другими народами Сибири убедил меня в том, что Америка действительно была заселена древними азиатами – сибиряками. Я иногда в шутку говорю, что Америку раньше всех заселили фактически русские. Правда, на Западе не все понимают и принимают такой юмор.

Я вспоминаю, как читал в своем давнем сибирском детстве книгу Мэри Додж «Серебряные коньки» – о Голландии. И тогда, и позже, при знакомстве с картинами Питера Брейгеля Старшего, у меня складывалось впечатление, что наши страны были во многом похожи. Только в России не было ледяных каналов и буеров┘

Голландец при упоминании о Брейгеле и «Серебряных коньках» огорченно вздыхает: «Сейчас Голландия совсем другая, чем в ХIХ и тем более ХVI веке. Зимой температура редко опускается ниже минус пяти. Каналы и реки почти не замерзают. Никаких буеров! На коньках бегают только спортсмены. Вообще совершенно другой пейзаж, чем на картинах Брейгеля. Сегодня Голландия – страна велосипедов. А что касается некоторого сходства┘ Ты же сам знаешь, зачем Петр I ездил в Голландию. Так вот, вернувшись оттуда, он сделал главный вывод: «Эти люди знают, как строить корабли и делать из воды землю». Тогда же в Россию прибыла большая группа голландских специалистов. Помня слова Петра, ваша Екатерина II также пригласила голландцев наряду с немцами – в Крым и Поволжье. Да и в СССР приезжали наши люди. В частности, зачем я ездил в Сибирь? Например, в Кемерове я нашел сведения об участии голландцев в строительстве Кузбасса. Но в России не все различали немецкий и голландский языки. Поэтому все воспринимались как немцы. Так что в СССР под маркой немцев проживали до половины голландцев. В Омской области я встречал старую голландку, говорящую по-немецки».

Ну ладно, с путешествиями вроде бы все ясно – хиппи, ветер дальних странствий, охота к перемене мест, русская азиатская экзотика┘ Однако если в стране издается газета «Космическое обозрение» и ее корреспондент регулярно бывает на «Байконуре», значит, Голландия ведет какие-то работы по космосу. Высказав это предположение, получаю краткий ответ: «Наше правительство хочет привлечь внимание ребят к фундаментальным наукам. С этой целью в 2004 году наш космонавт Андре Кейперс проводил на борту МКС несколько экспериментов, подготовленных совместно со школьниками. А вообще работ по космосу в Голландии мало... Зато наша страна лидирует по солнечным батареям. Они работают не только для космоса. На гонках в Австралии голландские водители на машинах с нашими солнечными батареями всегда самые первые. Правда, занимается этими делами крупный специалист по космонавтике, работавший ранее в ЕКА».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1988
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1266
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
937
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1237

Другие новости