Для нижегородцев регулярное посещение кафе и ресторанов уже стало символом сытной и счастливой жизни.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
В Нижнем Новгороде кафешный бум. Среди местных бизнесменов живуч миф, будто бы ресторанный бизнес фантастически выгоден. Они оставляют свои прежние проекты, чтобы открыть собственное заведение. Кафе в центре города уже лепятся друг на друге, а по вечерам в них обычно сложно забронировать столик.
На одной улице Рождественской практически каждый месяц появляется новое кафе. Старая купеческая, обычно довольно безлюдная улица длиною с километр – и чуть ли не в каждом здании теперь комфортабельное заведение общепита. Все они в обеденное время и по вечерам полны народа.
Самое удивительное, что сначала на этой улице появились именно рестораны, а уже потом едоки. Рестораторы умудрились приручить клиентов к этому не популярному ранее месту – заставили их специально приезжать сюда. Стремление откушать что-то эдакое на стороне оказалось сильнее привычки.
Причем Рождественская закрыта для автомобилей, к половине ее кафе и ресторанов вообще невозможно подъехать на машине, не нарушив при этом Правил дорожного движения. Но что такое ГИБДД, если ты решил посетить модное заведение? Так что теперь здесь постоянно стоят авто, дорогие и попроще. А вот сама улица остается все такой же малолюдной, как раньше. Народ приезжает сюда именно посидеть-поесть.
Впрочем, Рождественская не единственная в городе кафешная улица. На Костина, например, идет сейчас активное строительство, по ней и пешком не пройдешь толком, да и не проедешь тоже. Зато на единственном маленьком цивильном пятачке здесь успешно соседствуют немецкая пивная «Пирушка у Ганса», украинская корчма «Веселая кума», гламурная кондитерская «Карамель», кафе восточной кухни «Бамбук Хаус» и кафе-столовая «Печка».
Специалисты говорят, что рестораторов просто тянет друг к другу. Они, мол, рассчитывают на синергетический эффект: вместе легче привлекать клиентов. Не найдет кто-то свободного столика в одном месте, зайдет в соседнее. Надоели рульки с пивом, отправится за борщом┘
Но как-то незаметно уже весь центр Нижнего Новгорода оказался под влиянием синергии. Открывать кафе в городе стало просто модным занятием. Недавно, например, один нижегородский предприниматель продал довольно успешную фабрику: решил вложить деньги в итальянский ресторанчик. И это несмотря на то, что хозяева нижегородских кафе все чаще жалуются на жесткие условия ведения бизнеса и сильную конкуренцию. Нижегородский ресторатор Олег Кондрашов говорит, что стоимость аренды в городе сегодня слишком высока. Который месяц пустуют, ожидая новых хозяев, два больших помещения на первом этаже в самом центре на площади Горького – вполне годящиеся для открытия ресторанов. Но никто не берет: чересчур дорого. «Сегодня все труднее удерживать средний чек на уровне покупательской способности людей и сохранять приемлемую рентабельность», – признается Кондрашов. Тем не менее в прошлом году он запустил в Нижнем Новгороде девять ресторанов. Хотя сам не скрывает, что это уже чересчур: его собственные заведения рискуют начать конкурировать друг с другом. Говорит еще, что драйв в этом бизнесе пропадает: раньше, мол, нутром чувствовал удачный проект, а теперь приходится нудно просчитывать на компьютере потенциальную эффективность новой идеи.
За девять новых ресторанов Кондрашов недавно получил губернаторскую премию – как лучший инвестор года. Церемония вручения его особенно впечатлила: «Я обалдеваю: время идет, а у чиновников ничего не меняется. Сначала с пафосом говорят про нашу счастливую жизнь, потом о том, что будет еще лучше, и так два часа».
┘Свою тягу к счастливой жизни люди теперь реализуют именно в кафе. Днем народ поедает бизнес-ланчи. Вечером приходит просто отдохнуть. Люди за 40 предпочитают что-то сытное и достаточно традиционное. Молодежь – экзотику.
А вот в спальных районах Нижнего Новгорода приличных кафе раз, два и обчелся. Да никому и не нужны они там – приличные. Смысл именно в том, чтобы не просто выйти куда-то поесть, а совершить маленькое гастрономическое путешествие. Уехать подальше от дома, в центр, оторваться от быта, вырваться из обыденности. Несмотря на то что в центре почти всегда пробки. Едешь в час по чайной ложке, желудочный сок впустую вырабатывается, но терпишь. Счастье – оно ведь нелегко обретается.
Раньше наш человек искал счастья на кухне. Здесь встречались друзья, велись душевные разговоры, рассказывались политические и скабрезные анекдоты, раскрывались чужие секреты. Продукты были в дефиците, и хозяйки соревновались в готовке чего-нибудь этакого из ничего. Как в рецепте Станислава Ежи Леца: можно сварить варенье и из мечты, надо только добавить сахара и ягод.
Но теперь на своей собственной кухне никого ничем уже не удивишь, сколько мечту ни подслащивай. Вот и на кулинарном форуме нижегородского городского портала ведется перманентная дискуссия, что бы приготовить, но как всегда оказывается, все уже готовлено да едено, суета сует, и нет ничего нового под солнцем.
Кухня в наших квартирах перестала быть сакральным местом, где решаются судьбы мира.
Судьбы мира теперь вообще решать неинтересно. Уж лучше отправиться с друзьями в ресторан, почувствовать себя обласканными гардеробщиком и официанткой, слушать музыку, скептически оглядывать интерьер, изучать меню, глотая слюну, а потом безжалостно разрушить вилкой гастрономический дизайн на тарелке. И не так уж важно, что подадут. Главное – что не сам приготовил.
Нижний Новгород