«Комитет знакомств» – весьма популярная неофициальная структура в верхней палате российского парламента.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Мне несказанно повезло. Ведь далеко не каждому студенту выпадает честь хотя бы попасть в Совет Федерации РФ, не говоря уже о том, чтобы именно там, в высшем законодательном органе страны, испытать все плюсы и минусы будущей профессии. До начала практики у меня были лишь энциклопедические представления о Совете Федерации. Естественно, я знала, что законотворческий процесс кипит в стенах этого монолитного здания, что члены многочисленных комитетов разрабатывают и совершенствуют сложную систему законодательства РФ, но я и подумать не могла, сколько интересного и даже забавного скрывается за контрольно-пропускным пунктом этого, окутанного ореолом серьезности и значимости, здания.
Начнем с того, что в Совете Федерации вполне можно жить. Здесь есть все необходимое для полноценного существования: почта, банковское отделение, несколько пунктов общественного питания, медицинский кабинет, ж/д и авиакассы, несколько магазинчиков самой различной направленности. С транспортом здесь тоже никаких проблем, лифты работают замечательно, правда, как и в любом мегаполисе, в часы пик – в обеденный перерыв и в момент завершения рабочего дня – пробок не избежать. Гордость подвала верхней палаты парламента – мясной киоск. Очередей нет, но магазинчик пользуется исключительной популярностью. Видимо, эта торговая точка даже для сенаторов служит напоминанием о тех временах, когда инфляция в стране убедительно демонстрировалась на пустых прилавках магазинов.
В первый же день практики мне дали ответственное поручение – передать документы замруководителя международного комитета. У дверей кабинета уже сидела элегантная дама. Я деликатно присела рядом, но дама заметила, что мне можно спокойно заходить в кабинет, так как она сама ждет клиентку. После чего вручила мне свою визитку. На обратном пути я решила полюбопытствовать полученным трофеем. На визитке значилось: «Дистрибьютор компании Mary Kay». К слову, магазина косметики в здании Совета Федерации нет, а поскольку спрос рождает предложение, сетевой маркетинг, пробравшийся в высшие эшелоны власти, успешно устраняет этот недостаток.
Есть также в СФ комитет особенный, который, хотя и является структурой неофициальной, но играет не менее важную роль, чем другие. Так называемый «клуб сенаторов» посещают очень многие, кто имеет пропуск в здание на Большой Дмитровке. Комитет работает в авральном режиме, без перерыва на обед, кофе и сигареты, с открытия заведения и до «последнего клиента». Члены сообщества очень активны, поэтому комитет просто захлебывается от предложений. Диапазон огромный – от предложений просто выпить вместе кофе или встретиться в курилке до непосредственных разработок, куда сходить в кино или на каких условиях обменяться телефонами. Название этой весьма значительной в жизни верхней палаты парламента структуры, базирующейся на территории оргбюро СФ, – «Комитет знакомств». Многие, правда, утверждают, что невозможно найти любовь на сайтах знакомств даже в формате этого компетентного органа. Любовь, может быть, и не найти, а вот помощника сенатора, как минимум, – вполне реально.
Кстати, многие работающие в Совете Федерации успешно развенчивают мифы о том, что старшее поколение страдает «техническим кретинизмом», отстает от современного ритма жизни и никак не может привыкнуть к положительным плодам глобализации. Напротив, сенаторы и их команды идут в ногу со временем, и такая элементарная вещь, как глобальная сеть, давно не пугает их, а, наоборот, активно осваивается. То что в интернете можно посмотреть погоду, курсы валют, узнать последние новости и просто мгновенно передать необходимые документы с помощью электронной почты, – это давно азы для парламентариев. Для многих работающих в здании на Большой Дмитровке интернет – это в первую очередь неограниченная возможность общения и поиск новых контактов. Именно поэтому после сайтов знакомств и почтовых серверов самым посещаемым интернет-ресурсом является сайт «В контакте». Работники Совета Федерации осваивают просторы этого сайта наравне со студентами, для которых этот ресурс и был создан. Но так как представители высшего законодательного органа страны люди очень занятые, они порой, торопясь на встречу, забывают удалить следы своего присутствия на интересующих их сайтах. И это может быть чревато. Такая оказия недавно произошла с одним парламентарием, который вышел из «Комитета знакомств», но не покинул сайт «В контакте». На следующий день он с удивлением обнаружил, что еще вчера в его контакт-листе не было ни одного друга, а теперь их целых пять, и это не просто друзья, а молодые коллеги из студенческой среды со схожими интересами. Более того, оказалось, что сотрудник СФ, сам того не подозревая, уже вступил в несколько интересных групп на этом сайте. Решив полюбопытствовать, участником каких же групп и клубов он стал, парламентарий обнаружил среди них клуб любителей мультфильма South park, тут же просмотрел пару мультипликационных серий и нашел их весьма забавными. До сих пор неясно, кто же мог так помочь теперь уже поклоннику мультфильмов обжиться «В контакте», но посетители комитета урок усвоили: впредь нужно быть более внимательным и всегда закрывать все окна, не важно, помещение это или интернет-пространство.
Но ни в коем случае читатель не должен подумать, что плодотворно функционирует только «неофициальный комитет», в официальных структурах тоже кипит работа. Комитету, в котором проходит моя практика, срочно понадобился телефон заместителя генерального секретаря ООН по вопросам управления. Но, как назло, по всем имеющимся телефонам мне отвечал сухой голос автоответчика – ведь разница во времени между Москвой и Нью-Йорком составляет 8 часов. Дело не терпело отлагательств, нужно было что-то срочно предпринимать. «О! – подумала я. – А не спуститься ли мне в приемную главы комитета по международным делам? У его секретаря наверняка должен быть телефон штаб-квартиры ООН, по которому звонки принимаются круглосуточно». Секретарь действительно вникла в ситуацию и, спустя несколько минут поисков, протянула мне листок с аккуратно переписанными телефонами. Но код Нью-Йорка там не значился. На мое удивление представительница комитета по международным делам ответила резонным замечанием: «Это вовсе и не Нью-Йорк, это Сиэтл – город, где находится штаб-квартира ООН». И хотя у меня было совершенно иное представление о расположении штаб-квартиры Организации Объединенных Наций, уточнять этот вопрос я уже не стала. Дело происходило в начале шестого вечера, в четверг – почти конец рабочего дня, почти конец недели, секретарь просто могла устать, тем более что в офисе ООН в Сиэтле действительно уже не спали и подсказали номер столь необходимого телефона.
Моя практика в Совете Федерации подходит к концу, и, отбросив иронию, я считаю, что для меня время работы здесь было очень интересным. Я приобрела ценный опыт работы по специальности и, что, наверное, даже главнее – бесценный опыт общения с людьми.