Главное – настроить зрение и слух на позитив и приятие действительности.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вот многие жалуются, что не знают, как жить. Непонятно, что происходит. Все им видится нарочитое остервенение против правил цивилизации, закона и общего смысла. Мол, тараканы ушли, а нелюдь обсидела вертикаль власти и гадит оттуда сверху, как хочет.
Вроде бы интеллигенты, а не лезут ни в какие ворота политического момента. Стонут, что надо бежать отсюда не оглядываясь. Не знают, что делать с распалившейся ненавистью ко всему культурному, с насаждаемым цинизмом дворовой шпаны и разбогатевшей чека, одуревшей от халявы.
Отвечу: это как поглядеть. Говорят, если правильно дышать, то даже Москва может показаться прекраснейшим местом. Слушайте. Сделав вдох, опустите воздух в брюшную полость, немного задержите. Потом медленный и равномерный выдох. После небольшой паузы быстро вдохните. Так продолжайте, пока не наладится ритм. И тогда увидите окружающее сплошь в свете и в хороших выражениях.
Что, переполнилось терпение? А вы вспомните учителя дзен, к которому пришел профессор, желающий понять, что это за дзен-буддизм и с чем его едят. Учитель ему – чаю. Налил чашку, а лить продолжает. Профессор терпел, да и взмолился: хватит, чашка давно полная, льется мимо!
– Полная? – спрашивает учитель. – А ты не полный? В тебя никакой дзен не поместится, поскольку у тебя там мнения обо всем на свете уже есть.
И верно ведь. Гори они все огнем. Разобьем чашку к такой-то дзенской бабушке. Освободим мозги для более интересных вещей, чем текущая мерзость бытия. Правильно дышите, чтобы понять, как повезло оказаться по месту постоянной прописки. Вдох все связывает и соединяет. Удержав дыхание, инициируете правильный ход вещей. Выдохнув, расслабились и преодолели все препоны. Включая пробки в ушах и на дорогах, рост цен, авитаминоз, расцвет стукачей, выборы-шмыборы, – лишь бы вы здоровы были.
Главное, как посмотреть и как подышать. Чтобы не вы воспринимали новости и всякую политику, а – они вас. Как погода воспринимает фрагмент пейзажа – с холодным безразличием кратковременных осадков. Демократия? Так она вымерзла. И птицы небесные питаются вне стабилизационного фонда. Так что правильное дыхание и образ мыслей, сходный с птичьим, будут кстати. Образованный человек всюду найдет выход и в дырку стабилизационного процесса влезет без мыла одним движением мысли и переменой вдоха-выдоха. Мало ли что нам уготовано.
Вот однажды дзенского учителя Хакуина дочка соседей назвала отцом своего будущего ребенка. Этого Хакуина чуть в клочья не разнесли: ишь, как замаскировался, вражья морда, иисусика из себя строит! Но тот лишь ответил: «Вы так думаете, да?» Взял ребенка, когда он родился, побирался у всех на молочко для младенца, кормил его, ухаживал. Когда ребенку был год, дочка соседей раскаялась и призналась, что отцом был парень с рыбного рынка. Сосед пришел забрать ребенка, извинялся, мол, ошибочка вышла. Хакуин ребенка, конечно, отдал, только спросил: «Вы так думаете, да?»
Вот как интеллигентный человек должен реагировать на новости? Ну, в крайнем случае послать всех к Хакуину. Ведь жизнь, как известно, делится на две части. Первая часть – новости. А вторая часть – то, что мы видим вокруг. В каждой из частей отдыхаешь от другой. Свежий воздух после телевизора действует опьяняюще, хоть бы и был подпорчен выхлопами и климатическими излишествами. Дышишь правильно. Поражен, что люди не собираются немедленно тебя зарезать. Словно ты не мыслящий шашлык, как сказал классик, а право имеешь. Постсоветская природа дремлет вокруг. В ее снах жук-менеджер спешит на службу к жуку-чекисту. Идут пропорциональные девушки в прямой и обратной перспективе.
Чтобы не портить впечатление, наденьте наушники с музыкой или с английским для будущего шакальства. В глаза закапайте текст с компактной электроники. В рот возьмите леденец от кашля. Глянули окрест исподлобья, и душа покоем объята стала – все такие же. Кромешный позитив и безвидность другой России.
Ой, чего-то не хватает. А-а, новостей. Любых и в любой консистенции: жидкой, выхлопной, капиллярным способом или прямой инъекцией в мозг. Отрава, но мы на игле. Прямой эфир. Анестезиолог надевает маску на электорат. Тот, как павловская (игра слов и ударений) собачка для опытов в прямом эфире. Когда спишь, кажется, что и не под ножом. Потом обильное лечение надорванных струн тем же голубым, как прежде говорили, огоньком. Хотя лучше – в клинике.
Правильно подышал, посмотрел телевизор, но надо найти и гуру, говоря по-русски. Правильный предмет приложения веры. Чтобы дал направление. Обойдя мировые религии, лучше остановиться на актуальных лидерах. Хуже не будет, а скорбь о зарплате меньше. Соответствуя окружающему, получаешь вне ведомости, согласно затраченному энтузиазму.
Гуру в штатском сразу предложит перейти на летнюю форму надежды. А в случае чего выразить полное согласие с принимаемыми мерами. Хорошо, спрашиваю, где тут марш согласных под музыку Макаревича? А мне в ответ: шел бы ты, дядя, здесь места и так заняты, согласность надо заслужить, на всех не напасешься.
Ладно, пошел на несогласных. Смотрю, те же согласные, но только по морде норовят двинуть.
– Эй, – говорю поэтически, – куда податься старому дереву, что зимой растет на холодной скале?
Ну, что к Хакуину послали, это мы, дзен-буддисты, привычные. Капиталистическая мораль нам это позволяет. Плохо, что на ровном месте хватают и вяжут. А шевелиться нельзя. Иначе – сопротивление.
– Эй, – кричу, – парни, вы наверняка знаете, как звучит хлопок двух ладоней. А как звучит хлопок одной ладони?
– Вот как! – отвечает мужик в форме, взмахивая дубинкой. После мгновенного просветления вспоминаю последнюю историю. Она же тост.
Неподалеку друг от друга жили два великих учителя. Один соблюдал все правила и был аскетом. Другой спал, ел, когда хотел, заодно выпивал. Первый пришел к нему в гости, и он ему тоже предложил выпить. «Я не пью!» – в ужасе воскликнул тот. «Э, да ты не человек!» – заявил ему коллега по дзену. «Не человек, что не пью этой отравы? – закричал тот в гневе. – Кто же я?» – «Ты – Будда!»
Вот так. Я ведь говорил, что это наши люди. «Была бы простыня моя не рваной, совсем бы хороша была нирвана», – как сказал дзен-поэт. Давайте, ребята, к нам, в полный буддизм. Здесь хорошо, и от разума отказались сразу и весело. А не как в тутошней России, где это происходит так медленно и печально.