Удивительный феномен России: желание получить спасение наилегчайшим путем.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Еще 20 лет назад у атеизма были все атрибуты популярного и наиболее прогрессивного взгляда на суть вещей, в круговороте которых существует человек. Глобальный разлом эпох, прогрохотавший в нашей стране в 1990-е, кряжисто прошелся и по его хребту. Речь, безусловно, не только о возвращении в легальную повседневность православия, ислама и иже с ними традиционных религий и конфессий.
Нет, конечно, известно, что тогда в СССР все было почти так же. Тихо крестили младенцев, выпекали куличи да красили яйца, тайно молились в наступивших бедах, бегали к «бабкам» заговаривать от пьянства, плевали через левое плечо на хвосты черным кошкам┘
Но только с оглядкой, с осторожностью, колеблясь между научным мировоззрением и тягой к волшебству да любовью к старенькой прабабушке, шептавшей свои молитвы так, что казалось, и впрямь ангелы летают где-то рядом. И от колыбели до панихиды жажда воплощенного чуда покидала разве что вконец очерствевшую душу. О, как изголодался по нему советский народ, готовый принять его в любой форме, только быстрее, быстрее! Народ, давно мечтавший прикоснуться к волшебному на законных основаниях.
Известно всем и то, что окончившийся период принудительного безверия позволил «выйти из сумрака» и тем, кому, возможно, следовало оставаться там до скончания времен – если позволено будет так вольно процитировать Священное Писание.
Большими кораблями в Россию поплыли разные, очень разные проповедники, чудотворцы, провидцы и ворожеи общим курсом на окормление непривычных к чудесам россиян. Хотя земля наша богата своими самородками, а уж в духовной сфере с Россией может посоперничать разве что Индия.
Но как же изменилось направление этого соперничества! Если раньше это был, допустим, спор двух древних религий, не претендующий на большее, чем на душу (впрочем, чем более ценным мы владеем в этом мире?), то сейчас основным катализатором спора стали деньги приобщенных к очередному великому знанию. Духовное в России из сферы абстрактно-умозрительной совершенно успешно реализовало себя в сфере экономической. А душу разрешили оставить себе, если только она не противится регулярной выплате «членских взносов».
Взносов за разъясняющую литературу, за новые семинары и встречи с единомышленниками, вообще за все, где надо бы поднатужиться и собрать очередное пожертвование. Удивляет даже не то, насколько очевидно пропахли деньгами многие и многие новейшие мировоззрения, не то, что главы разных культовых сборищ первым на повестке дня ставят вопрос «Все ли скинулись в общую кассу?». Это-то как раз удивлять не должно в силу предсказуемости несовершенной человеческой природы, прорвавшейся к власти.
Поражает инфантильность людей, готовых забыться и отключить здравый смысл, выплачивающих иной раз ежемесячно по нескольку сотен долларов в черные дыры «непознанного». Забирающие твердую валюту дают взамен какие-то мантры, портреты учителей и другие фантомные индульгенции и благословения.
Речь идет даже не о сектах, уводящих людей у близких, иногда вместе с недвижимостью. Речь скорее о каком-то невероятном феномене современной России, с равной силой притягивающей то, что ранее полностью отвергала. И в поле этого яростного притяжения, увы, попали не только проверенные временем способы обратиться к Богу, но и новейшие кратчайшие пути к просветлению по умеренным ценам.
В чем же причина такой всеядности россиян? Даже более того, в чем причина явного пренебрежения трудными, но проверенными путями – то есть традиционными религиями? Возникает одна версия.
Кажется, мы стали активными потребителями не только на экономическом уровне. Вера как диалог с Богом и как жертвование своим удобством ради пользы души стала непопулярна. Но ее суррогат, в котором продуманно сплетены суеверия, вечные человеческие потребности, и иногда даже разнообразное фокусничанье, называемое «чудом», – у такого суррогата в любой упаковке всегда найдется жаждущий потребитель. Период атеизма при всем его насмешничаньи над святыми для многих поколений наших предков вещами имел одну, несомненно, положительную особенность. Ею был здравый, хирургически-научный подход к любому чуду или психическому явлению, которое осмеливалось стоять вне ряда объяснимых явлений. Возможно, понапрасну выбросив множество зерен, атеизм тем не менее прекрасно уничтожал плевелы и сорняки. Сейчас это оружие еще осталось лишь в руках скептиков, но им уже не способны воспользоваться те, кому оно пригодилось бы в первую очередь.
И потому в поисках легких дорог, ведущих, как правило, известно куда, тысячи россиян блуждают между раем и банком, облегчаясь душой и кошельком в одну и ту же секунду. И самым поразительным в этом процессе является то, что, тратя огромные суммы, эти люди все же жаждут оголтелой дармовщины! Не трудами прийти к Богу, не своими силами, попытками и размышлениями – при помощи священнослужителей или без оной. Нет, самым простым, самым легким по возможности путем, на котором их возьмут за руку и с прибаутками и мантрами проведут, как безвольных кукол, до самых ворот рая. Речь идет именно о таком, среднем уровне вовлеченности, мы не рассматриваем сейчас крайние состояния и деструктивные культы, приводящие к полной потере личности. Удобном, среднем уровне вовлеченности, на котором человеку дана посильная литература и в первую очередь простые, не обременяющие совесть ответы на любой щекотливый вопрос. На котором не приходится жертвовать ничем – ну кроме денег, но это же такая ерунда по сравнению с новым мировоззрением, снявшим все неудобные вопросы навсегда.
Удивительный феномен России: отрицание – вожделение – жажда заполучить быстро и наилегчайшим путем. А ведь ни много ни мало – спасение души┘