Хит Леджер, настоящий или оцифрованный – теперь уж и не поймешь. Да это и не важно.
Фото Reuters
Странно и страшно представить себе, например, Анджелину Джоли старухой. Еще более страшно – Людмилу Гурченко. Независимо от предельного биологического возраста, который им определили генетическая наследственность и стечение обстоятельств, они обречены умереть молодыми. Или не умереть вообще.
Умирать немодно. Но если этого в силу каких-то неопределенных причин избежать не удастся, то лучше умирать молодым. Пожилые жители Австралии, например, налегают на коктейль «вечной молодости», якобы замедляющий процесс старения: около 20 тыс. пенсионеров шесть раз в неделю накачивают себя искусственно выращенными человеческими гормонами. Курс недельного удовольствия обходится в 200 австралийских долларов. По словам одного из изобретателей «волшебной инъекции», профессора Пола Сворски, путем длительных клинических испытаний им удалось установить, что выращенные гормоны способны увеличивать объем мышц без необходимости ежедневно проделывать физические упражнения. Помимо этого они также уменьшают в организме человека количество вредных жиров, при этом повышают работу головного мозга и даже стимулируют половую активность, сообщает агентство ИТАР-ТАСС.
Но в распоряжении заинтересованных лиц уже имеется средство и помощнее, чем «волшебные инъекции».
Всю информацию, сгенерированную за долгую жизнь человека, сегодня можно «упаковать» на флэш-накопителе размером со стандартную bic’овскую зажигалку, а то и меньше. Вся жизнь человека умещается буквально на ладони – его письма, метрики, архивы, истории болезней, проездные документы, рентгеновские снимки, дневниковые записи, совершенные транзакции, разговоры по мобильнику, фотографии, блоги и проч. и проч. Все эти облака оцифрованных данных могут найти не только ностальгическое, но и вполне прагматическое применение. Вот последний случай┘
22 января 2008 года бездыханное тело актера Хита Леджера было обнаружено в его нью-йоркской квартире. 28-летний актер, чье имя стало известно после оскароносной картины «Горбатая гора», должен был с 28 января по март сниматься в заключительных эпизодах новой фантастической ленты The Imaginarium of Doctor Parnassus.
Что делать – полфильма, считай, снято?!
Сначала режиссер фильма Терри Гиллиам намеревался вроде бы пригласить своего приятеля Джонни Деппа сыграть в этой картине. Предполагалось, что Депп снимется в тех эпизодах фильма, которые Гиллиам не успел отснять с Леджером. В картине, которая рассказывает о бродячей театральной труппе, речь идет о волшебстве, поэтому перемену актера для зрителя можно было бы легко объяснить. Но актер из плоти и крови проиграл этот кастинг цифровому двойнику Хита Леджера.
Терри Гиллиам намерен использовать цифровые технологии, чтобы создать двойника актера Хита Леджера. Об этом сообщила газета The Daily Telegraph. Если все сложится, как задумано, то фильм запечатлеет актера в двух ипостасях – еще живого, биологического Леджера, и еще более живого, цифрового двойника. Таким образом, смерть в очередной раз оказывается бессильной перед айтишными технологиями. В очередной – потому что случай с виртуальным клонированием Хита Леджера, хотя и очень показательный, но отнюдь уже не прецедент.
«Визуальное чудо», «Технологический шедевр от начала и до конца». Не иначе как только в таких эпитетах критики оценили вышедший в 2004 году голливудский фильм «Небесный капитан и Мир Будущего».
Картина с бюджетом в 70 млн. долл. рассказывает о некоем докторе Тотенкопфе, который задумал взять власть над миром с помощью роботов. В роли злого гения технологии «снялся» сэр Лоуренс Оливье. Как известно, великий актер к тому моменту 15 лет как умер┘
Все просто. Режиссер фильма Керри Конран «воскресил» самого знаменитого исполнителя шекспировских персонажей, переведя в цифру имеющийся видеоматериал с участием Лоуренса Оливье. Правда, цифровая копия Оливье в роли профессора-злодея Тотенкопфа присутствует в кадре не более 40 секунд. Тем не менее факт есть факт: Лоуренс Оливье произносит специально для этого случая написанный «под него» монолог┘ Через 15 лет после смерти.
Кстати, не такая уж и безобидная ситуация. Например, сразу же вспыхнули споры по поводу юридической чистоты подобного рода технологических экспериментов: могут ли, например, наследники Лоуренса Оливье или Хита Леджера потребовать защиты в суде авторских прав своих родственников? И что это за «авторское право» – право на смерть, абсолютную и окончательную?
Между тем современные мультимедийные технологии неотвратимо ведут дело к тому, что выход фильма с оцифрованным актером, умершим много лет назад, перестает быть неким случайным артефактом. Пора всерьез задуматься над вопросом: какова судьба белковых (то есть из плоти и крови) актеров, к чему может быть сведена их роль в медиа – просто «дарить» (продавать) свой образ медийным корпорациям для оцифровки? Все дальнейшее – дело рук и фантазии программистов?
Но, может быть, самый фундаментальный вопрос – потребуется ли в дальнейшем человечеству как-то менять этические нормы: ведь неотвратимо возникает необходимость гарантировать человеку еще одно неотъемлемое его право – право на абсолютную, если можно так сказать (или «цифровую»), смерть? Кстати, главная героиня фильма «Небесный капитан и Мир Будущего» в исполнении Гвинет Пэлтроу не случайно произносит знаковую, по сути, фразу: «Как же нам убить того, кто и так мертв?!»
А действительно, как? Если, конечно, будет спрос на подобного рода сервис.