Член-корреспондент РАН Александр Толстиков, пожалуй, единственный в академическом корпусе, кто в «лихие 90-е» вынужден был заниматься живописью профессионально.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В здании архива Российской академии наук состоялось открытие художественной выставки под названием «Музы в храме науки», в экспозицию которой вошли произведения искусства, созданные членами академии за период с ХIХ века и по сей день. Выставка была приурочена к Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, но в общем-то можно было обойтись и без этого – она самоценна.
Такое делается впервые, и это даже немного странно, что таких выставок академия не устраивала. Ведь известно, что музы дружат и что среди ученых довольно часто встречаются люди с художественными талантами. Человечеству известны три способа познания мира – наука, искусство и религия, – поэтому ничуть не удивительно, что по меньшей мере два из них могут быть соединены в одном человеке. Еще и Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают, художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат». Недаром в прошлом академия была не Академией наук, а Академией наук и художеств.
Формат выставки необычен – здесь представлены и картины, и рисунки, и шаржи, и фотографические работы, и ноты музыкальных произведений. Но, конечно, в первую очередь привлекают внимание картины, как это и положено произведениям изобразительного искусства. Архив академии, в частности, предоставил для экспозиции работы Нобелевского лауреата Ильи Мечникова, инженера Шухова, академиков Обручева, Северцова, Косминского, Нечкиной и даже двух президентов АН СССР – Владимира Комарова и Александра Несмеянова. Поделились своими картинами ныне здравствующие академики – Михаил Алфимов, Сергей Ковалев, члены-корреспонденты РАН Александр Чибилев, Сергей Вотяков.
То, что выставлены здесь не профессионалы, а любители, сразу так и не скажешь – художественный уровень многих работ, на мой непрофессиональный взгляд, очень высок. Причем это касается и наших современников, и уже ушедших научных знаменитостей. Великолепны морские акварели академика Евгения Федорова, потрясающие шаржи академика Евгения Косминского, трудно пройти мимо пейзажей академика Владимира Тартаковского, члена-корреспондента РАН Александра Толстикова – причем это все навскидку, там есть еще много привлекающего внимание.
И вот что интересно – если у наших современников преобладают пейзажи, то «старые мастера», работавшие в ХIХ веке и первой половине ХХ, предпочитали писать людей. Совсем не хочу сказать, что наши-де ученые думают о людях меньше, чем те, что были до них. Возможно, это просто случайность, а возможно, здесь действительно есть какой-то жанровый сдвиг, объясняемый то ли модой, то ли каким-то психологическим различием между теми и этими, то ли еще чем-то. Как сказал один из моих собеседников, «это, несомненно, что-то значит, только вот непонятно что».
Александр Толстиков, состоящий в Отделении химии и наук о материалах, по его словам, пожалуй, единственный член РАН, который в «лихие 90-е» вынужден был заниматься живописью профессионально, считает, что это различие хотя бы отчасти объясняется веяниями времени.
«В ХIХ веке, – сказал он, – многие считали, причем совершенно неправильно, что портрет выше пейзажа. ХХ век это отношение изменил – появилось множество направлений, которые в эту классификацию не укладывались. Появились экспрессионисты, появился Пикассо, который вообще делал все, что хотел┘ И различия стерлись, пренебрежение к пейзажу ушло. Главное различие между профессионалом и любителем в том, что профессионал пишет для заработка или для того, чтобы создать шедевр, а любитель таких целей не ставит – он получает удовольствие от самого процесса».