Святой Николай, почитаемый в итальянском городе Бари, «кока-кольный» Санта со своими оленями за Полярным кругом, развалины Мир Ликийских в районе курортной Антальи, суровые лики Угодника Божия в избах русских старообрядцев – до недавнего времени все это существовало будто в параллельных мирах, не мешая друг другу. Но растущая глобализация стирает границы как географические, так и ментальные.
Посреди знойной Турции – маленький уголок прохладной России. С площади приморского города Дёмре, залитой ослепительным солнцем, попадаешь в полумрак сувенирной лавки. Когда глаза привыкают к темноте, со всех сторон начинает гореть золото окладов. Стены магазинчика плотно завешены православными иконами. Отовсюду с досок смотрит бородатый нахмуренный Николай Угодник. На почетном месте – большой портрет Патриарха Алексия II. Русь, откуда ты здесь?
Современный турецкий город Дёмре построен неподалеку от античных Мир Ликийских, где в IV веке святитель Николай был епископом. Давно прошли времена кровожадных сельджуков, уничтожавших следы православного наследия Византийской империи на просторах древней Анатолии. Современные турки пытаются извлечь максимум пользы из близости мест, связанных с деятельностью знаменитого «земляка».
Посреди городской площади высится огромный целлулоидный Санта-Клаус (как известно, это и есть почитаемый православными и католиками святой Николай), снабженный всеми своими атрибутами: колпак, красная куртка, мешок за плечом. Странно смотрится этот непременный персонаж западного Рождества, когда все вокруг плавится от сорокапятиградусной жары. Раньше на этом месте стоял другой памятник, работы российского скульптора: изображение старца с распостертыми руками. Скульптура была подарена турецкому городу московскими властями. Памятник демонтировали и перенесли к развалинам византийской церкви Святого Николая Угодника. Пластиковый разноцветный Санта показался муниципальным властям более яркой приманкой для гостей города.
Весь остальной туристический антураж предназначен для русских. Турки знают о том особом почтении, которое гости из России и сопредельных стран испытывают к Николаю Угоднику. Вот тетенька из Украины демонстрирует всем потемневшее от времени изображение святого. «Сто лет иконе! Специально везла, чтобы освятить», – радостно говорит она. Местные улыбаются, они отлично понимают русский язык.
К гостям из Европы, кажется, нет такого коммерческого интереса. То ли западные люди не столь падки на религиозные сувениры, то ли турки всерьез обижены на них за то, что город Дёмре лишен своей главной «достопримечательности» – мощей святителя Николая. В 1087 году итальянские купцы похитили мощи и перевезли в город Бари на Апеннинском полуострове. Так святыня избежала надругательства, потому что сельджукские захватчики уже продвигались с боями по земле древней Ликии.
Но историки и публицисты из Анкары время от времени обнаруживают «сенсационные доказательства» того, что мощи и вовсе никуда не вывозились. Якобы святыня была спрятана преданными священниками и до сих пор хранится в уже упоминавшейся базилике Николая Чудотворца. Этот храм претерпел неоднократные разорения и разрушения. Его история тоже связана с Россией. В XIX веке на деньги российских самодержцев производились реставрационные работы, но позже они были остановлены. Только в следующем столетии, уже по инициативе Турецкой Республики, начались археологические и восстановительные работы, идущие по сию пору.
Под гулкими сводами древней базилики пусто: церковь в наши дни не действующая. 6 декабря нынешнего года, в день поминовения святого Николая, турецкие власти впервые разрешили совершить здесь Божественную литургию. Но и в остальное время паломническая тропа не иссякает. Паломники пользуются возможностью поклониться саркофагу святого, установленному в одном из боковых приделов. Если верить общепринятой версии, мощей здесь все-таки нет, но это, похоже, никого не смущает.
Считается, что место захоронения святителя издревле обладает способностью чудесного исцеления недужных. Толпы туристов из России и Украины, получив сигнал от гида, дружно бросаются к саркофагу. Из маленького дворика-атриума выглядывают головы античных идолов, иронично ухмыляясь. Христианская церковь была построена византийцами на фундаменте языческого храма, и турецкие археологи извлекают на свет Божий из недр земли артефакты различных эпох, не разделяя «ни эллина, ни иудея».
Николай Угодник служил в городе Миры, столице Ликийского Союза. Это древнее государство, возникшее на стыке хеттской, персидской и эллинской культур, представляло собой содружество свободных полисов. В языческие времена особое место в пантеоне ликийцев занимал Аполлон. Этот бог, заимствованный древними греками на Востоке, на земле Эллады стал воплощением светлого, солнечного начала, покровителем искусств. Но в более архаические времена, в Малой Азии, Аполлон был божеством хтоническим, злым, обрушивая на людей гнев и мщение. Причину этого понимаешь, когда с безоблачных небес палит нещадное солнце, и спасение возможно только в кондиционированном помещении.
Диву даешься, как из этой раскаленной каменистой пустыни фантазия людей перенесла святого Николая, под усеченным именем Санта-Клауса, в заснеженные леса Лапландии! Более непохожих два места и представить себе невозможно.
Пока одни турецкие историки пытаются подвергнуть сомнению достоверность истории о перемещении останков святого Николая в Бари, некоторые их коллеги решили потребовать от итальянцев возврата мощей в Дёмре. Специально для этой цели в Турции была создана так называемая Ассоциация Санта-Клауса. В качестве прецедента сторонники «реституции» называют случай возврата Турции Пергамского алтаря, вывезенного в начале прошлого века германскими археологами.
Конечно, эта эксцентричная инициатива вызывает массу возражений. Вряд ли этично уравнивать возвращение на родину хладного камня и останков человека. Далее Ассоциация Санта-Клауса взывает к исторической справедливости, но насколько современные турки могут считаться наследниками христианского населения древней Ликии? Наконец, гипотетическое возвращение мощей станет значимым свидетельством победы туристического бизнеса над верой в современном мире. Еще более наглядной демонстрацией этой тенденции стало открытие в 2003 году в Стамбуле парка развлечений «Мини-атюрк», где собраны макеты памятников различных эпох и религий, представляющих Турцию как страну с богатым и разнообразным историческим наследием. Похоже, с Мирликийским святителем собираются проделать нечто подобное, руководствуясь принципом «Ничего личного, только бизнес»!
Дёмре-Москва