Сегодня Сад камней – не только объект для медитации, но и достопримечательность для туристов.
Фото автора
Не все 15 камней, уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, древней столице страны, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.
В Саду камней, как его называют, разложены и сравнительно большие глыбы, и небольшие камешки. Они расположены группами: пять, два, три, два и три. Вокруг них узенький кружок постриженной травы и гравий неровной формы, но примерно одинаковый по размеру. Видно, что гравий формирует концентрические круги вокруг камней, а немного дальше от них лежит прямыми грядами. Сад обнесен невысокой стеной, сложенной из вымоченной в масле глины и за долгие годы своего существования украсившейся ритмичным рисунком разводов.
Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему.
Люди, пришедшие в Рёандзи, рассаживаются на скамье вдоль этой каменной картины и подолгу разглядывают ее. Считается, что каждый видит в ней то, что ему подсказывает воображение. О создателе сада известно лишь, что это был художник и мастер садового искусства по имени Соами, умерший в 1525 году. Никто не знает, что подсказывало художнику его воображение, какой замысел руководил им при подборе камней.
Лично я, оказавшись перед Садом камней, высмотрел в нем то, что, вероятно, увидели многие – своего рода модель пейзажа. Большой, плоский сверху камень напоминает гору, прикрытую облаком и потому как бы без вершины, более мелкие острые камни похожи на скалы. Травка у основания камней изображает предгорную зелень.
Не случайно японцы часто называют такие композиции «каре-сан-суи» – «сухой пейзаж». Имитация живописного пейзажа с помощью камней и гравия – в японской традиции. Уже несколько веков назад в Японии стали создавать такие «сады» из камней (или камней и песка, а то и просто из песка) для украшения богатых домов и храмов.
Но не только для украшения. В храме Рёандзи Сад камней служит объектом созерцания. В буддистской школе дзен, учение которой еще в VI веке пришло в Японию из Китая (там оно называется чань-буддизм), особое значение придается созерцанию.
Рассказывают, что основатель этой школы великий индийский мыслитель Бодхидхарма, добравшись до Китая из Индии, девять лет оставался в Лояне, одном из крупных китайских городов того времени, где все это время пристально созерцал голую стену в полной тишине. Наступил момент, когда веки монаха стали смыкаться от усталости. Тогда он их отрезал – и на том месте, куда упали веки, вырос чайный куст. Так впервые появился чай. Впоследствии напиток из чайного листа монахи всегда использовали для поддержания сил во время медитации.
Все это, конечно, легенда. Доподлинно известно лишь то, что в дзен-буддизме главным способом медитации является созерцание. Именно благодаря созерцанию можно рассчитывать достичь озарения.
Озарения добился Будда. Оно позволяет постичь суть жизни, осознать источник страдания и найти путь его прекращения. Последнее сводится прежде всего к избавлению человека от земных страстей.
Дзен-буддизм делает упор на овладение искусством самоконтроля, на достижение человеком состояния бессознательного, как бы позволяющего соединить тело с душой, познать истину вне разума. Даже не пройдя весь путь к озарению, медитирующий достигает многого, прежде всего научается овладевать чувствами, подавлять страсти.
Показательно, что в Средние века дзен-буддизмом увлекались японские самураи – профессиональные воины. Тренировки в духе дзен-буддизма позволяли им сохранять хладнокровие в бою, преодолевая чувство боли и страх перед смертью.
В свете этого объяснения наиболее монотонная часть каменного пейзажа – гравийные полосы, – видимо, даже более важна для медитирующих, чем собственно разной формы камни. Именно они позволяют человеку отрешиться от всего земного и познать истину вне разума через ощущения тела. Но для подобного озарения, очевидно, надо очень много времени. Монахи храма Рёандзи посвящают этому занятию всю жизнь.