Горожане любят покрасоваться верхом на бронзовой козе.
Фото Николая Нестеренко
Недавно в Нижнем Новгороде открылся памятник пятаку – пятикопеечная монета царского образца диаметром 1,2 метра вмонтирована прямо в брусчатку мостовой в центре Сормова. Установка «монумента» обошлась городу в полмиллиона рублей, расходы оформили по статье «Капитальный ремонт объектов озеленения».
Мэр города Вадим Булавинов на открытии попытался узаконить новое народное суеверие: если кто приедет в Сормово и потрет ногой монету, будет тому благополучие. Пока неизвестно, работает ли примета, ведь памятнику всего несколько дней. Но уже очевидно: местные жители восприняли появление монеты на тротуаре благосклонно. Во-первых, этот памятник в отличие от других в глазах не маячит, а во-вторых, место, где вмонтирована денежка, еще с советских времен прозвано «Пятаком». Кстати, здесь традиционно назначали девушкам свидания. Таким образом, «пятак» оказался редким городским памятником, чье появление не вызвало нареканий горожан (разве что только самые непримиримые поворчали по поводу его стоимости).
В Нижнем Новгороде существует стойкая тенденция: народ благосклонно принимает появление «неодушевленных» памятников, тогда как возведение антропоморфных скульптур вызывает у жителей массу споров. В результате в городе установлено множество памятников разнообразной технике: подводной лодке С-13, которой командовал легендарный Маринеско, знаменитой полуторке «ГАЗ», не менее героическому танку Т-34, бронепоезду «Козьма Минин», метеору на подводных крыльях и еще несколько – самолетам МиГ и паровозам. Особой же народной любовью пользуется памятник катеру «Герой», к которому приезжают нижегородские молодожены повязать на винт ленточки – для успешного «совместного плавания». Нисколько не раздражает горожан и памятник ложке в центре города (монумент установил местный производитель майонеза, поэтому в ложке лежит зеленая оливка).
Однако недавнее появление скульптур на главной улице города вызвало неудовольствие неравнодушной к эстетике общественности. В прошлом году нижегородские власти установили на Большой Покровке чугунных горожан образца XIX века: даму у зеркала, даму с мальчиком в матроске, даму под ручку с господином, мальчика, играющего на скрипке┘ Своей безликостью памятники напомнили женщин с веслами и пионеров с горнами советского образца. Фотограф Илья Бубис заявил, что «серийная лепня» не для центра города. Заслуженный художник России Татьяна Холуева тоже возмутилась «подобной массовкой» и отметила, что в столице Поволжья нельзя устанавливать «такой ширпотреб». Искусствоведа Нижегородского художественного музея Наталью Соколову к тому же расстроила «бомжеватость» новых скульптур (Нижнему Новгороду, мол, и живых бомжей достаточно). Жители города проявили свою нелюбовь к монументам еще проще: зеркало тут же попытались разбить, у мальчика, играющего на скрипке, отломали смычок.
Зато подлинную популярность на общем чугунно-человеческом фоне с первого дня завоевала медная коза в натуральную величину с вылупленными глазами, установленная тогда же на Покровке. Народ и сегодня любит фотографироваться, сидя на козе, или просто покрасоваться на ней верхом. Кроме «седла» у памятника отполированы еще и соски на щедром козьем вымени. Их блеск свидетельствует о том, что козу горожане часто пытаются доить. Когда этим летом во время ремонта улицы животное временно убрали, его исчезновение вызвало неподдельную тревогу жителей.
А вот с «человеческими» монументами у нижегородцев такой любви не получается. Возможно, виной тому давняя обида. Еще в позапрошлом веке жители Нижнего Новгорода собрали деньги на возведение памятника Минину и Пожарскому. Однако он был установлен в столичном Кремле, а нижегородцам вместо скульптуры Мартоса привезли лишь гранитную стелу, которая по дороге к тому же треснула (так и стоит до сих пор – с трещиной – в местном кремле). Обида, видимо, не забыта до сих пор. Не случайно недавнее появление в городе копии памятника Мартоса, подаренной Нижнему Новгороду Церетели, многие горожане восприняли как вызов.
С тех пор и повелось, что с «людскими» скульптурами городу не везет, часто с ними связаны неприятные истории. Например, стоило Вере Мухиной в 1939 году закончить работу над памятником Горькому, как она впала в немилость Сталина. Фигура писателя в свободно развевающемся плаще не вписалась в тогдашние стилистические рамки. В результате памятник был поставлен только спустя 13 лет, и неудачно: Мухина видела Горького на ветру, на высоком речном откосе, а его поставили на закрытую со всех сторон площадь.
Чего-то явно не хватает нижегородцам в памятниках, и они стараются отыскать в них что-нибудь этакое. Например, одной из главных нижегородских фишек считается так называемая «тайна третьей ступеньки Чкалова»: если спуститься от памятника летчику на три ступеньки, то он предстанет в пикантной позе.
А в скульптурной композиции у подножия памятника Ленину (как говорят, самого большого в стране) горожане отыскали Паниковского. Герой «Золотого теленка» запечатлен как раз в тот момент, когда ворует гуся. Среди других участников скульптурной группы угадываются и хозяева птицы, пытающиеся с помощью подсобных орудий отбить у Паниковского украденную живность.
В феврале в местном кремле должен открыться памятник основателю Нижнего Новгорода святому князю Георгию Всеволодовичу. Уже одно намерение властей поставить такой монумент, о чем было заявлено несколько лет назад, вызвало скандальную дискуссию: князь, возможно, не является настоящим основателем города. Против установки памятника возражают и в местном управлении мусульман. Горожане пока не видели скульптуру и не имели возможность обсудить ее достоинства и недостатки┘ Впрочем, Георгий будет поставлен не один, а рука об руку со своим духовником епископом Симоном. Думается, священник в композиции несет тайную миссию – оградить памятник от традиционных нападок.
Нижний Новгород