Поиск подземных богатств – дело увлекательное, но нелегкое.
Фото Олега Ласточкина
В Нижегородской области испокон веков было распространено кладоискательство. Правда, как и в прежние времена, кладоискатели предпочитают себя не афишировать – так безопаснее. А уж если найдут что-нибудь стоящее, тем более молчат.
Среди них есть те, кто раскапывает в архивах старинные карты с легендами и мечтает отыскать что-нибудь по-настоящему несметное. Есть черные копатели – мародеры, незаконно промышляющие на территории памятников и археологических раскопок, продающие находки на нелегальном рынке. А есть те, кто просто фанатеет от самих поисков, с Уголовным кодексом дружит, ищет по полям по долам разные монетки и прочую старинную мелочь да собирает коллекции.
Как писал местный краевед Дмитрий Смирнов, люди серьезно верили преданиям о зарытых в земле сокровищах. Еще бы, ведь в старину в местных лесах здесь гуляли разбойники и прятали награбленное. Легендарный Галаня, например, закопал свои сокровища где-то близ Васильсурска, Барма хранил добычу около Бармина. А Иван Рузавин, промышлявший в здешних местах уже в XIX веке, прятал награбленное в районе речек Пьяна и Алатырь.
По легенде, именно в Нижегородской области захоронен клад Стеньки Разина. Сам-то атаман никогда в этих местах не бывал. Но, как свидетельствует молва, здесь скрывались от правосудия его подельники – и прятали всё неправедно нажитое богатство. В Лукояновском районе Нижегородской области есть даже поселок Разино, а в пяти километрах от него, в овраге, лежит большой валун, под которым будто бы закопаны сокровища. Камень кладоискатели уже окопали вокруг глубоким рвом, но легендарные богатства под ним пока так и не нашли.
Местный журналист Вячеслав Федоров составил собственную карту кладов Нижегородской губернии – еще не найденных. Первым пунктом там значится библиотека Ивана Грозного, будто бы покоящаяся в подземелье местного кремля. Как гласит здешняя легенда, отправляясь в Казань, царь прихватил с собой и книги, но до места боевых действий их не довез, схоронил на время в Нижнем Новгороде, где они так и остались. Говорят, эта библиотека может быть спрятана в подземном ходе под Георгиевской башней, ведущем на другой берег Волги. Правда, в последние годы туда уже неоднократно спускались диггеры и обнаружили лишь, что ход засыпан почти в самом начале.
Кроме того, клады, тщательно спрятанные их хозяевами после 1917 года, пытаются отыскать в старинных особняках. Например, целые сокровища были найдены 30 лет назад советским инженером Воробьевым – прямо в институте химии, где он работал (раньше там располагался особняк Каменских).
Тем не менее большинство нижегородских кладоискателей так, по-крупному, все-таки не ищут. Они бродят по округе с металлоискателями, обшаривают старые грунтовые дороги или места бывших поселений в поисках мелких монет, крестиков, пуговиц, колечек и прочих украшений. Находят как советские копейки, так и чешуйки 400-летней давности. Мусора всякого вылавливают уйму. Одних водочных пробок советских времен в земле не счесть.
Есть специальные древние заговоры – чтобы клад тебе открылся. Например, нужно спеть 12 песен, но чтобы в них не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Или есть своеобразная инструкция за авторством Николая Рериха: «Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать. Неверному человеку клад не дается. Пьяному клад не взять. Со скромными мыслями к кладу не подступай. Клад себе цену знает┘» Впрочем, современные кладоискатели предпочитают всей этой хитрой науке все-таки качественный металлодетектор.
Хороший металлоискатель с «дискриминацией» – способностью разделять цветные и черные металлы – стоит около 1000 евро. Поэтому многие, особенно новички, предпочитают ограничиться детектором попроще, где-нибудь за 10 тысяч рублей. Без прибора за кладами лучше вообще не ходить, предупреждают знатоки, монетки сами из земли выпрыгивать не станут, и никакие заговоры не помогут.
Разглашать секреты своего промысла кладоискатели не любят. Рассказывать о находках – тем более. Российское законодательство, правда, искать клады не запрещает – нельзя копать лишь на исторически охраняемых территориях, в районе памятников. Но найденное богатство закон предписывает делить поровну с хозяином земли. А исторические ценности – сдать государству и получить лишь половину денежного эквивалента (которую, в свою очередь, также разделить с землевладельцем).
Впрочем, единичные монетки, которые откапывают в Нижегородской области современные последователи Монте-Кристо, с точки зрения закона – не клады, а находки. Находки же по закону полагается сдать в милицию и шесть месяцев ждать, пока не объявится хозяин – только тогда вещь становится твоей собственностью. Понятно, что откопанную мелочь кладоискатели в милицию не несут и по полгода явления призраков прошлых веков не ожидают. Поэтому-то о найденном, как правило, и не распространяются. Хвастаются разве только перед другими кладоискателями да своими близкими. Некоторые еще и выкладывают фотографии находок в интернете – но анонимно. «Бывало, и в милицию вызывали, – рассказал «НГ» один из кладоискателей. – Но я ничего не скрывал, говорил, где копаю, что копаю, находки показывал, и никаких проблем ни разу не возникало».
Сейчас зима. Как говорят кладоискатели – время отчищать находки, любоваться ими да отправляться в библиотеку с цифровиком в кармане, в отдел старинной книги – за новыми картами и информацией для поиска. И чем более старые карты отыщешь, тем больше шансов поймать удачу.
Нижний Новгород