Черный кот, если ему не мешать, с полным правом устроится в жизни по-хозяйски.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Для суеверных итальянцев 17 – число несчастливое. Именно поэтому день 17 ноября 2007 года был объявлен первым общенациональным Днем черного кота по принципу «клин клином вышибают». Организатором праздника выступила Итальянская ассоциация защиты животных и охраны окружающей среды. Праздник прошел под девизом «Реабилитируем черных котов!».
Известный певец Дон Бэки сложил гимн черному коту «Родиться надо благородным, и я им родился!», ставший саундтреком подлинно всенародного праздника, а все ведущие итальянские телеканалы широко освещали событие в выпусках новостей. Звезда шоу-бизнеса и телеведущая Памела Прати, больше известная в узких кругах как «кошатница», и миланский художник Геро Урсо открыли картинную галерею, целиком посвященную черным котам. Событие это сопровождалось фуршетом, организованным в кромешно-черной темноте, освещаемой лишь блеском глаз совершенно черных котов.
Интерес интеллектуалов к данному событию понятен: вот уже на протяжении почти 10 тысяч лет коты и кошки своим мяуканьем и мягкой поступью сопровождают человечество по пути прогресса, в то же время оставаясь самым загадочным и малообщительным домашним животным. Коты и кошки по праву считаются наиболее «цитируемыми» животными в мировой литературе. Достаточно вспомнить Бегемота из «Мастера и Маргариты». Чего стоит одно лишь высказывание Жюля Верна: «Я полагаю, что коты – это духи, спустившиеся на Землю. Я уверен в том, что кот может ходить по облакам». Как когда-то в Древнем Египте, в наши дни коты являются объектом поклонения в Индии и в Японии, а в Англии обладатель угольно-черного кота считается счастливчиком. В графстве Йоркшир приход черного кота утром в спальню означает удачный день, а если девчонка встретит черного кота на улице – значит, повезет в любви.
Увы, в Италии все обстоит далеко не так просто и совсем не радужно. Виной всему средневековые суеверия, подогреваемые и поддерживаемые Католической церковью. В Средние века черный кот ассоциировался с дьяволом и считался непременным спутником ведьм, разгуливавшим с ними по ночам. Зачастую под покровом ночи практически неразличимый в темноте черный кот перебегал дорогу всаднику, лошадь взбрыкивала, и всадник падал. Именно за эти проделки черных котов и обвиняли в связи с Лукавым. Один из пап в специальном эдикте назвал черных котов «исчадием дьявола». Нередко их просто швыряли в костры, на которых по приговорам инквизиции сжигали ведьм.
Последствия всего этого для мнимых подручных Люцифера были ужасными – по разным данным, от 1 млн. до 1,7 млн. черных котов и кошек были уничтожены в период Средневековья. Это привело к бесконтрольному размножению мышей и крыс, вызвавшему многочисленные эпидемии. Если бы коты ловили мышей, разносчиков инфекций, то жертв эпидемий чумы было бы значительно меньше. Сегодня положение не лучше: по данным Итальянской ассоциации защиты животных и охраны окружающей среды, только в 2006 году в одной лишь Италии было уничтожено 60 тысяч черных котов. Все эти Чернушки, Черныши, Нероны и Блэки бесследно канули, пав жертвой суеверных горожан и сект сатанистов.
А между тем о благородстве черных котов ходят легенды. Так, например, черный кот по кличке Бодигард из знаменитой римской кошачьей колонии у станции метро «Пирамида» в течение нескольких лет был поводырем своего приятеля – слепого кота.
В День черного кота по всей Италии были организованы более 200 информационных пунктов, где прохожим раздавали выдержки из литературных произведений, посвященных черным котам, и просили подписать призыв в защиту кошачьих смоляного цвета. Гражданам также предлагалось взять на воспитание одного из 5 тысяч черных котов, пребывающих ныне в итальянских кошачьих приютах.
Итальянская ассоциация защиты животных и охраны окружающей среды выступила с обращением к папе Бенедикту XVI, любовь которого к семейству кошачьих широко известна: «Было бы замечательно, если бы Вы рассказали о нашей инициативе, заявив о том, что предрассудки в отношении черных котов – непроходимая тупость!»
Неизвестно, выпустит ли Бенедикт XVI специальный реабилитационный эдикт или нет, но несомненно одно: общественное мнение уже встало на сторону котов, а значит, теперь-то уж точно черному коту повезет.
Рим