Зловещий подземный свет, в руках истлевшая схема метро: играем в жизнь после атомной войны.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Длинная крутая лестница ведет вниз. На входных дверях иллюминаторы. В зале на небольшом возвышении – белое полотнище с ярко-красной надписью «Ролевые игры». Огромное пространство московского молодежного клуба CiCterna Hall напоминает цистерну. Или пустующий цех разрушенного завода одной из пригородных промзон. Такое помещение идеально подходит для игр по роману-антиутопии Дмитрия Глуховского «Метро 2033».
Народу в клубе немного, в основном молодежь, студенты. Есть и люди 30–40 лет. Игра называется «Выхода нет». Сюжет немудрен: Москва погибает в результате атомного взрыва, и часть людей оказывается в метрополитене, который становится для них спасительным Ковчегом. Годы идут. Под землей возникает государство с содружествами и конфедерациями.
Для начала координатор игры приводит публику в состояние шока, сообщив, что из клуба никто до финиша не выйдет. Чтобы, предотвратив обвал подземных сводов, выбраться на поверхность, нужно найти зашифрованный цифровой код. Путем сбора информации. Играющим раздают «ролёвки» – это паспорт на время игры. Его нельзя показывать никому. На одной стороне словно бы истлевшая по краям схема-путеводитель постатомного метрополитена – заброшенные и независимые станции, станции, захваченные мутантами и пораженные эпидемией чумы. А еще правила игры и описание содружеств. Среди них: Изумрудный город, придерживающийся утопической идеи восстановления всеобщего мира и согласия; Красная линия, проповедующая социалистические идеи всеобщего равенства; Четвертый рейх – неофашисты, проводящие агрессивную политику.
Мне достается привилегированная роль. У меня голубой браслет, я – член дружины из Арбатской конфедерации, работающей на Полис. Я могу беспрепятственно двигаться по метрополитену, моя задача – подавление акций протеста и арест нарушителей порядка. Я вооружена автоматом, правда, понарошку. Координатор дает последние указания. К примеру, чтобы убить, нужно позвонить ей на мобильник и назвать номер доносчика или нарушителя. С сюжетом романа правила никак не связаны; более того, для чистоты эксперимента до начала игры от участников их скрывают.
Модель ролевых игр близка психотренингу, но без обязаловки. В процессе игры человек может отдохнуть, расслабиться, отключиться от будней, познакомиться и пообщаться с людьми, а главное – сломать стереотип и попасть в ситуацию, которая никогда не случилась бы в повседневной жизни. Ведь люди часто не получают в быту нужной дозы адреналина. А здесь можно примерить маску. Выбор за тобой, исход неизвестен.
Первая из пяти игр «Выхода нет» по роману Глуховского прошла в CiCterna Hall 14 октября. Людей, несмотря на плохую погоду, набралось много, и в игре приняли участие около сотни человек. Играя, они выказали столь бурную агрессию, что почти полностью «перебили» друг друга. Но вот 21 октября, дубль два. На этот раз публики – человек 40. Тому, кто попал сюда в первый раз, происходящее казалось бредом.
Следуя первейшей задаче, я отправилась разыскивать своего начальника из Полиса. Это был симпатичный темноволосый юноша с фасонистой бородкой. Он важно сказал: «Ну вы там проследите за Конфедерацией 1905 года: узнайте, не затевают ли они чего плохого?» Если верить паспорту, это содружество придерживалось политики нейтралитета. Подойдя к их группке, я поняла, что эту роль они отыгрывают прекрасно. Точнее, сами не очень-то понимают, что им делать. Потолкавшись возле них и встретив удивленные взгляды, я осознала: плохой из меня полисмен...
Игра шла своим чередом. Арбатская конфедерация каким-то неведомым для меня образом вдруг объединилась с Конфедерацией 1905 года. Куратор периодически объявлял в микрофон об убийствах. Одна убитая девушка очень не хотела умирать.
Потом объединился еще кто-то с кем-то. Совершив второй подход к начальнику Полиса, я сказала, что долго ходила по заброшенным станциям, поэтому не в силах просечь политическую ситуацию. И попросила товарища по партии просветить меня. Такой роли в паспорте не было, и мозговой компьютер босса завис. Отчаявшись, я устремилась к куратору и спросила, нельзя ли тем, кто не нашел себе места в виртуальной реальности, покончить жизнь самоубийством. Не разрешили.
Между тем моя товарка по Арбатской конфедерации Маша активно носилась по клубу, глаза ее горели (как, впрочем, у многих молодых людей). Маша сказала, что только что узнала о существовании тайного кода, который нужно найти. Но было поздно! Координатор объявил, что, если через минуту код не будет назван, нас всех завалит. Что в итоге и произошло, слоган игры себя оправдал.
«Планов у нас громадье», – говорит координатор игры Александра Усачева. После серии игр по роману Дмитрия Глуховского организаторы планируют игры по выборам в Госдуму РФ 2007 года под названием «Выбора нет» и серию деловых игр по роману «Аэропорт» Артура Хейли. Готовят также игру «Николаевский экспресс» по мотивам «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи, которая будет проходить в поезде, следующем ночным рейсом до Питера.
Несмотря на энтузиазм организаторов игры «Выхода нет», очевидно: действу катастрофически не хватает подготовки. Во-первых, для воодушевления все-таки необходимо прочитать роман. Во-вторых, правила и цель игры должны быть выучены заранее: на то, чтобы определить, кто ты и с кем ты, уходит слишком много времени. К тому же многим не так легко побороть комплексы и с ходу переродиться в мутанта, коммуниста или фашиста. И все же: если в игры играют, значит, это кому-нибудь нужно...