Каждый день на информационной свалке?
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Читала тут про пирахан, индейцев Амазонки. 30 лет назад их открыл лингвист и миссионер Д.Эверетт, изучил язык, попытался внедрить в это обособленное племя общечеловеческое, но тщетно. То, что пирахане не поняли ни слова из Евангельской истории, естественно; но главное – недоумевали, зачем миссионер рассказывает им о человеке (И.Х.), с которым лично незнаком. Почему не о своей жизни говорит, а что-то пересказывает, как я сейчас про пирахан?
Отсутствие абстрактного мышления (в русском языке абстракций, по идее, больше, чем в европейских) лишило пирахан возможности считать. В их языке нет числительных, только «мало–средне–много». Очевидной для нас меры – единицы – глаз не видит, зуб неймет, мозг не вычленяет. Зато злых духов пирахане считают за реальность и сражаются с ними не на жизнь, а на смерть. Единственным общим с нашей картиной мира оказалась голова, не только как шкатулка для мозга, но и в значении главности и первости (прилагательных в языке тоже нет).
Каков язык, такова и жизнь. Не наоборот. Поскольку из всего гомосапиенсного набора «сделай сам» одни: сочиняют города, историю, мифологию; раскрашивают в цвета (для пирахан и листва не всегда зеленая, и небо не обязательно голубое – чего ярлыки навешивать?); делают из организма культ, изобретая для него вкусное, ласкающее слух, радующее глаз, приятное на ощупь и психоделическое; рассекают мир границами, расчленяют до электронов, а в зримом поле – до элементов, из которых можно творить. А некоторые живут в мире, где есть я и другие (хорошие по умолчанию – без эпитетов, поскольку это единственно возможное состояние), и есть злые духи – фактически двойники, в которых воплощается все «плохое». Пирахане их боятся, но мужественно отражают атаки. «Зло» не может быть частью тебя, соответственно и частью других. Вообще частей нет: мир – плетение, корни рождены землей, деревья плавают по реке в виде лодок, в них – люди, они ловят рыбу и складывают ее в корзины из высохших растений. Всем светит солнце, всех поит дождь – есть ли смысл считать капли и лучи? Так же бессмысленно считать что бы то ни было. Интерпретация, впрочем, моя, не Эверетта.
А мы считаем. У нас числа – больше, чем числа. Устойчивые вне зависимости от смены эпох. Русь-тройка. Сперва это были три лошади, потом «тройкой» стали чекисты-энкавэдэшники, подписывавшие отправку врагов народа в ГУЛАГ или на отстрел. Детский вариант в те же времена – тройка, означающая дореволюционную оценку «удовлетворительно». Характерно, что взяли европейскую систему оценок, но поставили их в обратном порядке: худшую оценку «пятерку» сделали лучшей. В брежневские годы возникло слово «трояк» – любимая купюра, три рубля, стоимость водки. Дряхление Руси-тройки. Сегодняшние тройки – имитационные, имиджевые, фасадные: три лица, представляющие партии на выборах (некоторые же триедины в одном лице). К самой идее выборов, выбора, свободы выбора и просто свободы население относится скептически. Электорат воспринимается как ругательное слово. Хотя это всего лишь калька с французского: elections выборы, electoral – избиратели, elire – избирать, отсюда и элита. Всякого, кто не принадлежит к элите (еще политологи говорят: к «элитам»), от слова этого тошнит. «Элитный поселок», «элитные ткани» – вывески, щиты, растяжки на каждом шагу, только чтоб сказать прохожему: это не для тебя!
Деньги – самый большой приток словарного запаса за последние годы: бабло, баблосы, бабки, лавэ, грины, зелень, лимон, тонна, штука┘ Слова приблатненные, и деньги такие же, с душком. Пахнут или не пахнут – сегодня об этом стараются не вспоминать. Которые «без запаха» – называются «не деньги». А запах, овевающий лексикон дня, связан не с сиренью, ландышами, розами, которые ароматизировали жизнь столетиями (с перерывами на «дело пахнет керосином» и «дым отечества нам сладок и приятен»). Сегодня это «вонь». «NN воняет» – значит, выражает недовольство, что-то не то рассказывает. «Любое мало-мальски серьезное размышление над известными сетевыми выражениями – «дать про...ться», «вброс говна», «слив засчитан» – приводит к единственному и неизбежному выводу: русский сектор интернета захвачен враждебной инопланетной цивилизацией разумных унитазов» – пишет юзер jorian. Но выражения эти уже вышли за пределы сети. «Слив» – новое понятие и новая реалия. Можно ль сегодня сказать, что кого-то предали? Нет, слили. От кого-то избавились? Первая ассоциация – «замочили» (все помнят, что с «сортира», в котором предполагалось «замочить», все и пошло), но если оставили в живых, то говорят – «слили». Информацию – слили, если нечаянно – значит, произошла «утечка». Может, и вправду цивилизация унитазов?.. Или популярный 30–40 лет назад бахтинский «телесный низ» незаметно взял верх? «Говно вопрос» – так теперь выражают готовность помочь.
Мы живем в сортире с элитным унитазом. И друг друга «используем» как туалетную бумагу (для письма бумагу уже не используют). «Все кажется пустым и бессмысленным, единственные стремления, которые у меня остались, – это нажраться в гавно или накуриться... Всех ненавижу», – пишет неправильный человек (правильный должен быть циничен от многая знания – мы ж не пирахане, живем на информационной свалке – и агрессивен, ибо быть убийцей ньюсмейкерно, а слабаком – постыдно). «Ну и чего злиться? – возражает «неправильному» собеседник. – ... Лучше попытайся использовать тех, к кому испытываешь сильные эмоции. Безэмоционально использовать. А так – только нервы и никакого проку».
Сегодня не ставят ни троек, ни четверок: зачет-незачет. В сетевой грамматике, или «албанском», который подпирает норматив, – зачот-низачот. Поскольку неграмотность (она же – непризнание законов языка) стала массовой, – рассуждают лингвисты, – то и возникло: «многа букафф ниасилил», а это попросту была революция в языке, стало быть, и в жизни. Не осилить нынче много букв. Незачем.
Пищеварение вызывает «зачотное» чувство покоя, а грузит и напрягает «опять двойка»: двойные стандарты, агенты, смыслы, подбородок, гражданство. «Ненавижу расизм и негров», как говорится. Хочется пираханского: без счета, без разделения на абстрактные понятия. Жаль, не сразиться со злыми духами, приходится кривиться при виде добрых, слив коих будет засчитан покорившей нас цивилизацией унитазов.