В реальной жизни геймеры вполне мирные люди.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Феномен онлайн-игр, наверное, стоит изучить российским военкоматам. По ту сторону компьютерного экрана никогда не бывает недостатка в добровольцах. За участие в виртуальных войнах гражданам не требуется жалованья или наград. Напротив, за причастность к чему-то большому и по-настоящему важному они готовы платить сами.
Если бы провинция была законопослушной, она бы давно вернулась к натуральному хозяйству. Нет денег, чтобы купить официальную версию игры (2–3 тыс. руб.), нет денег, чтобы купить аккаунт (учетная запись игрока, порядка 40 долл.) и вносить за него абонентскую плату (10–15 долл. в месяц), слишком дорог и нетороплив интернет (до недавнего времени 1200–2000 руб. в месяц за «анлим» – безлимитный тариф, но скорость интернета часто уступает заявленной). Зато есть приятели с пиратскими версиями чего угодно. Есть пиратские же и полупиратские серверы, которые денег за игру не требуют. Нет только пиратского интернета. Поэтому нет в онлайн-сообществе более проклинаемого персонажа, чем интернет-провайдер. Понятно, что без него вообще бы ничего не было. Но если бы только подсчитать, скольких виртуальных жизней стоит каждая неполадка в сети!
Они сами не замечают, как меняются. Год в игре – и объявление в автобусе «Места для ветеранов ВОВ (можно расшифровать как «World of Warcraft» – название одной из онлайн-игр)» кажется предназначенным именно тебе. Неделя без игры – и почти физическое страдание. «Когда впервые входишь в онлайн-игру (MMORPG), ты, конечно, уже слышал о японских и китайских подростках, умерших во время игры, – говорит один из онлайн-геймеров. – Сначала даже смешно – большинство из нас до онлайна долго играло в обычные оффлайн-игры. Ну, три, ну, четыре часа без перерыва можно играть. Голова, конечно, квадратная потом, но так увлечься, чтобы не заметить, что умираешь... Только потом начинаешь верить в то, что такое возможно. Онлайн-игра – это совсем другое. Другой мир, в котором за каждым персом («чаром», персонажем. – «НГ») – живой человек. Он говорит, думает, чувствует, развивает своего перса. Точно так же, как и ты. Убивая его персонажа, ты немножко убиваешь и его самого. И тебя точно также убивают, если убивают твоего персонажа».
Медленный интернет равнозначен большому пингу – времени, за которое команда, отданная игроком, доходит до сервера, где на самом деле находится его персонаж. Внезапные проблемы у провайдера – и персонажа, практически одержавшего победу, могут убить прямо на глазах у сделавшегося беспомощным игрока. Идеальным считается пинг в 100–250 единиц (персонаж откликается на команды практически мгновенно). В Саратове, впрочем, встречаются люди, умудрявшиеся как-то играть с пингом в 25 тыс. Справедливости ради стоит сказать, что проблемы случаются и на игровых серверах. С похожими последствиями.
Конечно, было бы глупо сводить онлайн-игры к одним только войнам. По количеству жанров онлайн-игры давно не уступают оффлайновым, а то и превосходят их. Скажем, трудно представить совсем бессюжетную игру в оффлайне. А в онлайне такая есть. Название символическое – Second Life (вторая жизнь). Самые знаменитые игры только на официальных своих серверах насчитывают по нескольку миллионов посетителей (каждый сервер – несколько тысяч человек). Пиратских и полупиратских серверов, как считают сами игроки, существует даже больше, чем официальных. Правда, принять одновременно много посетителей они, как правило, не могут, и поэтому игрокам приходится по нескольку часов «толпиться» на входе. Рассказывают, что владельцы одного из таких «серваков», отчаявшись чинить морально устаревшее оборудование, бросили клич в игровые массы. В результате в виртуальную шапку нападало столько вполне реальной наличности, что новое оборудование легко перекрыло существовавшую «программу максимум». А ведь игроки могли бы попросту уйти на другой сервер, благо отыскать его в сети не проблема.
Взаимовыручка – вообще одно из главных требований онлайн-игр. Виртуальному миру точно так же приходится доказывать свою необходимость, как и реальному. В одиночку это также непросто. А когда плечи виртуальных боевых товарищей в реальности принадлежат жителям не только разных городов, но и стран – это особое чувство. «В такие моменты мой маленький город становится не «дырой в глуши», а только точкой входа в игру. В той жизни все зависит только от тебя – от того, насколько твой персонаж «прокачан» (т.е. насколько развиты его характеристики. – «НГ») и насколько хорошо ты им управляешь. О твоем уме и способностях судят только по твоим достижениям, а не по тому, где ты родился и каков доход твоей семьи. В игре есть легендарные личности, о происхождении которых никто не задумывается. А есть явные «нубы» (новички. – «НГ»), бывают и большого уровня – те, кто купил персонажа, «прокачанного» кем-то другим, а сам ничего не может», – объяснил один из игроков.
Понятно, что «человеческий фактор», которому онлайн-игры обязаны своей особой атмосферой, – это не только ум, честь и совесть, но и нечто совсем противоположное. Живой враг способен немотивированно напасть, за провокатором мелкого уровня может скрываться настоящая банда. К игроку могут пристать попрошайки, не желающие зарабатывать виртуальную денежку и опыт самостоятельно, можно стать жертвой мошенников (выдав себя за администратора, они воруют аккаунты продвинутых игроков, а затем продают их за реальные деньги), в игре встречаются баггеры (те, кто пользуется ошибками разработчиков, вместо того чтобы сообщить о них) и читеры (используют программы для искусственной «прокачки» персонажа. Известны случаи, когда игровые власти – администраторы – из-за них всю игру «откатывали» (возвращали) на две недели назад). Словом, все как в жизни. Только умных и честных игроков заметно больше. Многим этого достаточно, чтобы при выборе между «этим» миром и «тем» выбрать второе.
Саратов