Дополнительное удовольствие для зрителей: вместе поднимем удава.
Фото автора
В цирке, как в Греции, есть все. Воздушные гимнасты и жонглеры, хотя это не назовешь художественной гимнастикой. Можно увидеть медведей, обезьян и слонов, ан это не зоопарк. Велосипедисты гоняют на невообразимых агрегатах, но это не велосипедный спорт. Люди складываются вчетверо, но это не кунштюк для Книги рекордов Гиннесса. Нацепляют синие волосы и помидорину носа, катаются на коньках, показывают фокусы. И все ж это не просто шоу и маскарад. Цирк не терпит ремейков, это возможность увидеть что-то невероятное, похожее на чудо.
На автомобиле Юрия Никулина гирляндами виснет детвора, возле касс – толпы. В вестибюле Цирка на Цветном, кишащем детьми, фотографируют с гепардом, пантерой, меланхоличным верблюдом и очаровательной слонихой. Особенно приятно подержаться за ее шершавый хобот, которым она дружески обвивает тебя за руку. Кстати, в цирке работают исключительно слонихи – они в отличие от слонов поддаются дрессировке. Фотографируют тут даже с грустным крокодилом – пасть у него на всякий пожарный заклеена скотчем. Мы попадаем в зал, когда уже бушует парад-алле – по трибунам пробегают ярко-синие молнии. Артистов представляет директор и художественный руководитель Максим Юрьевич Никулин.
Начинается представление бодро. Пятеро клоунов-акробатов бесятся на огромном велосипеде с надувными колесами. Настоящее удовольствие публике доставляет блистательный номер со слонихами, в котором одна из гигантских актрис, стоя на передних ногах и хоботе, крутит на задней ноге обруч. А вот и дрессировщики собачек, которые под волшебную мелодию вывозят на сцену разноцветный цирковой шарабан. Коронный момент наступает, когда собачка забирается на верхотуру по вертикальной лесенке.
А вот с клоунами беда. Даже здесь, в Цирке на Цветном, не в силах придумать оригинальный номер, переигрывают классику Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Простые репризы со стаканом и «третьим будешь» еще удаются, но классика с бревнышком опускается до обидного, несмешного фарса. Красивое фактурное бревно, а также нововведения вроде «Сигнализация ходячая!», как называют писклявую девицу, отбивающую дубли, увы, не спасают номер. Кульминация, рассчитанная на безудержный хохот, провалена по причине отсутствия оного. В Цирке на Воробьевых горах повторяют старый номер с пушкой – «Мэри едет в небеса!». А еще, чтобы делать кассу, приглашают эстрадных певцов вроде Сосо Павлиашвили.
Может, это и не патриотично, но то ли дело китайский цирк! Богиня Гуаньинь – гигантская диковинная птица – раскинула золотистый трепещущий веер тысячи рук, двигающийся в чарующем танце. Яркие и миловидные китаянки в расшитых бисером, блестками и мехом костюмах плавно сходятся, расходятся, скрываются друг за друга, рисуя древнюю и роскошную мифологическую сцену. У китайцев нет провальных выступлений, это «хор солистов» по определению. По программе «Райское шоу из Поднебесной» артисты из провинции Чжэцзян разворачивают на сцене свиток ее истории, мифов, природы и традиций.
Вслед за луноликой Гуаньинь – на сцене мускулистые гимнасты в сине-голубых трико. Они, точно червяки, извиваются и кувыркаются на полу, изображая чжэцзянских рыбок. Артисты с разбегу ныряют в обруч, поднятый от земли на три метра. Изюминка в том, что приземление в соответствии с рыбьей грацией происходит на руки и грудь. После того как наловил рыбок, нужно их приготовить. И из-за кулис выбегают развеселые китайские повара в высоких белопенных колпаках. Мы привыкли, что в нашем цирке на шестах вращают примерно по четыре тарелки. Здесь же их количество зашкаливает за двадцать штук. Под веселую музычку, жестикулируя и строя смешные рожи, юные китайцы носятся вдоль длинных столов, только и успевая подкручивать свои «флюгера».
Китайская девица пританцовывает с зонтиком, а затем ложится на подставку и начинает одновременно вращать и подкидывать на руках и ногах четыре раскрытых зонтика. Гибкая девочка-лиана, завязавшись в узел, удерживает на ногах высоченную пирамиду из хрустальных бокалов. Юный виртуоз из группы «Монастырь Шаолинь» вообще в буквальном смысле слова работает головой: скачет на ней по специально сооруженной лесенке. Шокирующая вещь: все артисты китайского цирка – тинейджеры, а тем, кому за двадцать, путь на сцену закрыт.
А вот для контраста и третий вариант цирка. Маленькая арена, волнующийся на ветру синий купол, деревянные скамейки и пластмассовые стулья, радостные стайки детей. Цирк шапито, приглашенный на фестиваль «Этнолэнд», живописует соседство праздника и будней. Вот грузная крашеная блондинка в черном платье мини с глубоким декольте, в длинном розовом боа и розовых босоножках. Это дрессировщица огромного количества разномастных собачек. Здесь и болонки, и спаниели, и далматинец, и обычные дворняжки, от которых просто рябит в глазах. Вот они с высунутыми языками привычно носятся по бортику, веселя ребят, позволяя трепать себя за уши. Исполнители номера усердно ходят на задних и передних лапах, танцуют, изображают поезд.
Молодец в ярко-оранжевом костюме гоняет двух симпатичных, но не дюже активных котов. Увы, до Куклачева ему далеко. Как мы знаем, всемирно знаменитый дрессировщик никогда не дрессирует кошек. Он просто позволяет им делать то, что им нравится. Куда лучше смотрится в шапито крепкая голубоглазая акробатка. Она, как волчок, крутится на канате под самым куполом. Неплох и стройный канатоходец, смахивающий на Дастина Хоффмана. Он без страховки прыгает через голову и, разъезжая на одноколесном велосипеде, жонглирует булавами и обручами. В финале представления ажиотаж вызывает шестиметровый удав. Дрессировщик предлагает ребятам всем вместе его поднять. Кто же откажется его потрогать, даже если это всего лишь кончик хвоста.
Камерный шапито привлекает народ живостью и доступностью – любой зритель становится участником представления. На больших площадках возможность такого участия практикуют в шоу Вячеслава Полунина, когда клоуны играют с публикой огромными шарами, а с потолка сыплется цветное конфетти. Здесь же, в шапито, мы видим артистов бок о бок с нами. Вот они – простые, порой немолодые, замотанные люди. Каждый день, просыпаясь в палатке, мы слушаем лай цирковых собачек, которых в кои-то веки выпускают порезвиться на волю. После сильного ливня, когда кругом развезло глинистые дороги, помогаем вытолкнуть из канавы собачий фургон. Не опаздывать же артистам на представление!