Велосипед дарит человеку особое ощущение мира.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Недавно информагентства сообщили, что путешествие Владислава Кетова близится к завершению. Об этом, безусловно, стоило сообщить: человек был в пути без малого 17 лет. Это вам даже не Форрест Гамп, добежавший за пару лет до Великой Китайской стены. В ближайшее время Кетову предстоит преодолеть последний этап кругосветки – северное побережье России от Мурманска до Берингова пролива.
Кетов проехал на велосипеде 144 тысячи километров, 93 страны, 8 зон боевых действий. По гравию, грунту и бездорожью. На багажнике прикреплен маленький бело-сине-красный флаг. Понятно, что за это время Кетов стал гражданином мира, что Россия была от него космически далека. Он просто решил для себя вот так запросто поместить ее на багажнике, в сконцентрированном виде.
Велосипед – это такая двухколесная философия. И к велосипедистам во всем мире особое отношение. На Западе это вообще особая каста. Люди делятся на пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. К первым и вторым – особое уважение. Это если в городе. Ну а если речь идет о велосипедисте-путешественнике или туристе, то здесь и вовсе ни с чем не сравнимый почет. Таких людей обычно провожают долгими дружелюбными взглядами, машут им вслед, в маленьких населенных пунктах пытаются завязать с ними знакомство, предлагают попить или просто приглашают в дом передохнуть с дороги. Так повсюду, только не в России. Удивительно, что даже в самой западной ее точке все не так┘
Куршская коса – узкая стокилометровая полоска суши, дикий полуостров, весь в дюнных песках. Если встать на верхушке самой высокой дюны, по одну руку будет бутылочно-зеленый Куршский залив, а по другую – серо-синее Балтийское море.
Вместе с Калининградской областью после Второй мировой России отошла от немцев половина Куршской косы. Сейчас здесь национальный заповедник. Ну а дальняя от континента часть косы принадлежит Литве.
Транспортное сообщение на российской территории практически отсутствует. На нашей части три поселка: Лесное (немецкий Заркау), Рыбачий (Росситен) и Морское (Пиллкоппен). Расстояние между каждыми двумя – около 20 км. Пешком не дойдешь, а посему единственный вариант – автобус. Автобус же, как ему и положено в российской глубинке, ходит пару раз в сутки по весьма условному расписанию.
Впрочем, местное население к этому уже привыкло и не особо страдает. Туго приходится туристам, которые приезжают, чтобы обследовать всю косу, пешим же ходом и в сжатые сроки это практически невозможно.
И вот мне довелось увидеть такую сцену. Колонна немецких туристов – сплошь пожилые и довольно полные люди – ехала на велосипедах по кромке шоссе. Чувствовалось, что старикам пришлось тяжело. Я их застала в поселке Рыбачий, то есть на середине пути, позади – около 20 км. Судя по всему, маршрут их лежал в Литву, то есть проехать предстояло еще как минимум два раза по столько же.
У въезда в населенный пункт многие стали спешиваться, надеясь отыскать питье. Выяснилось, что тщетно – магазинов тут нет, а так никто предлагать не собирается. Немцы о чем-то посовещались и решили ехать дальше. На автобусной остановке в это время скопилась толпа людей. Устав от томительного ожидания, они принялись в деталях обсуждать, как несимпатично выглядят вспотевшие толстые немецкие женщины на велосипедах.
Каждая проезжающая мимо туристка обсуждалась все более громко и с несдерживаемым хохотом. Первые женщины растерянно заулыбались, другие стали оглядываться на своих попутчиков в поисках защиты.
В это время колонну нагнал клайпедский экспресс. Остановку он здесь не делал, просто сбавил скорость. Пассажиры высунулись из автобуса и замахали велосипедистам. И тут произошла удивительная метаморфоза. В долю секунды у немцев изменились лица – они начали счастливо улыбаться. Уставшие тучные женщины не без труда отрывали руку от руля и махали в ответ. Больше они не смотрели на людей на остановке. Проехали и забыли. Им было все равно, что там говорят им вслед на русском языке.
Самедова Евлалия Октаевна – журналист.