В миру можно быть обыкновенным клерком, а здесь – рыцарем в доспехах.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Помню, еще лет 15–20 назад люди, имевшие постоянное увлечение, которое отнимало у них достаточно времени, но не приносило дохода, вызывали серьезное уважение. Сейчас – в лучшем случае снисходительную ухмылку, а то и презрение. «Ишь ты, мы вкалываем день и ночь, а они балуются!..»
С таким вот скепсисом в сочетании с брезгливостью, как правило, относится большинство «простых граждан» к толкинистам. Кто они? Прыщавые мальчики с длинными немытыми волосами и подобием холодного оружия, неаккуратно вырезанного из поломанной лыжи, и девочки, говорящие о себе в мужском роде и отзывающиеся на имена эльфийских принцев. Одним словом – асоциальные персонажи┘ Есть и такие. А есть, например, те, кто знает несколько иностранных языков, читал в подлиннике не только всего Толкина, но и эпические произведения древних германцев, британцев, ирландцев и исландцев. Или те, кто сами куют себе точные, разве что не заточенные копии древних мечей и устраивают грандиозные турниры. Толкин был толчком, катализатором, но свет клином на нем вовсе не сошелся. Правильнее это содружество именовать не «толкинистами», а «ролевиками» – то есть любителями ролевых игр, которые устраиваются не только по самым разным литературным произведениям, но и по реальным историческим событиям.
Конечно, доля эскапизма в деятельности этих людей присутствует. Однако в целом они полноценные члены общества, а часто – по-настоящему преуспевающие бизнесмены. На «Эльфятнике», или, говоря официально, «Эгладоре» – месте еженедельных встреч московских толкинистов в Нескучном саду – любят рассказывать историю, как один из завсегдатаев спешил на встречу с друзьями и не успел заехать домой. Работал он в московском представительстве известной на весь мир табачной компании и приехал – как был: на белом Mitsubishi, в дорогом костюме и галстуке. И этот костюм ему совершенно не мешал пить из горла водку с бородатым шаманом в дырявых холщовых штанах и меховой безрукавке – его давним другом. Дискомфорта никто не испытывал.
Для многих все началось действительно с книг Джона Рональда Руэла Толкина. В конце 1970-х годов в издательстве «Детская литература» вышла прекрасно оформленная книга «Хоббит». В начале 1980-х появилась первая книга трилогии «Властелин колец». Хотя писатель неоднократно подчеркивал, что это единое произведение, разделенное на части для удобства публикации, вторую и третью книгу российские издатели выпускать не спешили. Но свято место пусто не бывает. К началу второй половины 1980-х годов по Советскому Союзу уже ходило несколько альтернативных переводов полного «Властелина колец». А к концу этого десятилетия массовыми тиражами стали выходить и книги.
В 1989 году на фестивале фантастики «Аэлита», проходившем в Свердловске, собралось уже достаточно много поклонников не фантастики вообще, а уже конкретно творчества Толкина. Там и тогда было принято решение об организации первых «Хоббитских игрищ», которые прошли в 1990 году под Красноярском. Около сотни молодых людей, переодетых персонажами романа «Властелин колец», разыграли его сюжет в лесу. С тех пор подобные мероприятия стали регулярными.
При этом не обходится без комических коллизий, связанных с местными жителями. Выйдет селянин раненько поутру пройтись с похмелья да грибов поискать, а мимо него в туманной дымке скользит полуневесомая дева – в белых одеждах до пят и сверкающей короне над золотистыми волосами. Едва мужик смирится с тем, что дева ему примнилась, – а тут ему навстречу целый отряд рыцарей. Все в кольчугах, с мечами, бородатые, несомненно во плоти. И такие же, как сам селянин, похмельные. Мужик в кусты – а там целый лагерь просыпается, звенит доспехами┘
Долгое время местом сбора московских «ролевиков» была площадка перед библиотекой в Нескучном саду – упомянутый выше «Эгладор», он же «Эльфятник». Сейчас постоянного центра нет – старые лидеры отошли от дел, а новое поколение авторитетов не породило. Хотя существует несколько клубов исторической реконструкции, «ориентированных на рыцарство». Причем и само оружие, и владение им, демонстрируемое этими клубами во время ежегодных праздников на реке Сетунь, лучше, чем во многих исторических кинокартинах.
Многие клубы занимаются реконструкцией реалий XIX века. Им трудно обойтись без посторонней поддержки. Еще бы, у военно-исторического клуба, «представляющего» Литовский уланский кавалерийский полк, есть собственная конюшня! И мероприятия, проводимые ими, имеют уже иной масштаб. Они устраивают яркие праздники для множества зрителей, вроде тех, что уже регулярно проводятся на Бородинском поле и под Малоярославцем.
Собственно, и в эскапизме нет ничего плохого – надо иногда отдыхать от города┘ Но это уже не бегство от реальности – это и спорт, и творчество, и серьезное исследование. Я уж не говорю о патриотическом заряде подобных мероприятий. Это уже даже и не хобби, а образ жизни.