Труба есть, теперь лишь бы с газом не обманули.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Наши газификаторы были обстоятельны: они выкопали канавы и уложили в них трубы, они привезли плиты и батареи, и – о чудо! – во всех избах заиграли и заискрились веселые голубые огоньки. Живи не хочу. Взяв деньги, чудесные пришлые люди отчалили, и больше их никто никогда не видел. Потому что к концу этого же дня, когда на темном небе нарисовался лунный серп, газ в крестьянских хозяйствах иссяк. Проведя доморощенное следствие и проследив, куда идет газовая труба, крестьяне обнаружили, что она подсоединена к большому газовому баллону, закопанному в ближайшем березовом лесу.
История, конечно, грустная, но не без задора. Потому что права русская поговорка: голь на выдумки хитра. Сколько ж светлых голов ютится на наших огромных пространствах. И все заняты одной азартной задачей: как бы кого обжулить и что бы такое украсть. Помнится, в Коктебеле на винзаводе в большом чане с вином утонул рабочий. Оказалось, что он регулярно падал в этот чан, а напарник его страховал – в последний раз неудачно. Выйдя со склада, умельцы просто выжимали телогрейку купальщика┘
Что говорить, есть рядом с нами остроумцы, настоящие кулибины. Вот только вектор созидательности нашего народа направлен отчего-то в сторону нарушения права. Но мы отвлеклись, мы – о газе.
Со мной этим летом приключилась такая история. Мой приятель неожиданно оказался наследником дачи, на которой сам не жил, потому что жил на даче жены. И предложил мне у него погостить. И все бы хорошо, когда б с тех пор, как прежний владелец покинул наш мир, два года наследники вносили в местное газовое хозяйство плату. Но они не вносили, и за неуплату газ, натурально, вырубили, причем приехавший исполнитель отвернул с помощью специального ключа кусок идущей в дом газовой трубы.
Мой приятель, сделав возмущенное лицо, стал риторически вопрошать: как же так, ведь если человек умер, то он никак не мог пользоваться газом, а коли никто не пользовался газом, то за что платить?! В газовой конторе на то сказали, что они ничего не знают о смерти потребителя, не на кладбище работают, заявления не поступало, газ они исправно подавали, а клиент, пусть даже не вполне живой, должен или платить ежемесячный оброк, или купить себе счетчик, и тогда они, газовщики, могли бы знать, жег он газ или нет.
Это была вполне внятная логика, но, чтобы они после уплаты всех долгов могли вернуть на место украденный ими кусок трубы, им нужно заключение из пожарного надзора. Мой приятель резонно спросил, зачем такие загогулины, коли хозяин умер, а по пожарной части ровно ничего не менялось. Ответ был, что вообще-то они пошли ему навстречу, вникнув в суть, а иначе попросили бы еще и справку от водоканала. И что таков порядок.
Другие бы на нашем месте сникли и увяли. Но мы, представители поколения, закаленного в борьбе с советской властью, отправились в город в магазин за тортом. Противопожарная дама, увидев торт, произнесла «ну зачем же», убрала торт в холодильник и подписала акт о приличном противопожарном состоянии дома, сказав, что она нам верит на слово. В общем-то, она была права, какое ей дело, гореть-то в случае чего будем мы, а к страховочной компании она никакого отношения не имеет.
Вооружившись этой бумагой, мы оставили даму наедине с тортом, а сами поехали в газовую контору, прихватив бутылку коньяка. В конторе другая дама, даже еще более симпатичная, чем противопожарная, сказала, что все понимает. Но наша труба лежит в сейфе у начальника. А он «на точке». Мое предложение заменить нашу трубу в сейфе на бутылку «Арарата» тоже нашло у нее понимание. Но ключи от сейфа начальник увез в кармане. Впрочем, есть у них один рабочий, который может открыть и закрыть сейф, а также вкрутить нашу трубу на ее обычное место. Но он тоже на объекте, а кроме того, «с ним нужно договориться». «Объектом» оказалась дача на нашей же улице. Мой приятель погнал туда, а я в магазин, где приобрел литровую бутылку «Нашей марки». Потому что, как вы понимаете, без нее договориться было бы никак нельзя┘
Не успел мой приятель найти газовщика, как ему вручили повестку от водоканала. И прислали уведомление, что он должен продлить договор с тем-то, отметиться там-то. А я успел отчетливо понять, что в нашей стране никак нельзя быть собственником, но только нестяжателем и нищим духом. Потому что только они и блаженны. А что касается газа, то – не поверите – через неделю приехали и подключили.