0
1579
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.08.2007 00:00:00

Хулиганы от искусства

Тэги: граффити, искусство


граффити, искусство Москва постепенно превращается в галерею под открытым небом.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Рисовать, где нельзя. Творить, где вздумается. Преимущественно в ночное время. Уличное искусство постепенно превращает Москву в галерею под открытым небом. Граффити стало привычной субкультурой. Заигрывая с городским пространством, уличные художники шаг за шагом изменяют визуальную среду мегаполиса. Нравится это его жителям или нет.

Первое граффити появилось в Америке. Прижилось в Европе. Приспособилось к российским городам. Сложно сравнить нью-йоркское граффити и московское. Точно можно сказать, что их объединяет: нелегальное возникновение и, как следствие, (либо первопричина) – протестный характер. Игнорируя запреты, граффити-художники расписывают стены домов, переходы, заборы, электрички и вагоны метро. Многие имеют свой собственный узнаваемый стиль. Каждый – свой псевдоним, со своей историей. С течением времени личность художника меняется. Прожитое имя остается в прошлом, появляется новое. Меняются псевдонимы.

Оставленный на стене автограф на языке граффитчиков называется «тэг». Он может быть сделан маркером, баллоном, ручкой, чем угодно. Тэггинг существует и как самостоятельное направление настенной живописи. Расписав пол-Москвы своим тэгом, можно рассчитывать на то, что у многих он отложится в памяти. Главным образом у тех, кто сам не прочь оставить свой тэг. В результате на вертикальных поверхностях города возникает перебранка уличных художников. Если одни просто пишут свое имя, то другие – как, например, Джамал, – оставляют целые послания.

К граффити каждый приходит по-своему. Баскет (один из первых российских граффитчиков) приобщился к настенной живописи в середине 1980-х, прогуливаясь в Голландии со своим дядей: «Мне тогда было 14 лет, и мы поехали в Голландию. Зашли в Амстердаме в район Красных фонарей, дядя ненадолго отлучился. Там рядом в переулке тусовались граффитчики. Я подошел посмотреть. Тут приехала полиция, и всех нас забрали. Дядя вышел – меня нет. Отпустили только к вечеру. Пока я сидел, пока искали переводчика, чуваки врубили меня в этот стайл».

Сегодня «этот стайл» популярен во всем мире. И во всем мире граффити-художники используют схожие образы. Персонажи, напоминающие героев комиксов, космические пейзажи, футуристические города – привычные темы граффити-творений. Заимствования повсеместны. Культурный и социальный контекст наполняет образы новыми смыслами. Знаковая система уличной живописи отражает жизнь социума, в котором она возникает. Например, темнокожий подросток с пистолетом в руках. В московском дворике такая картинка воспринимается иначе, нежели на стене любого из американских городов.

Но все-таки граффити – это в первую очередь шрифтовая композиция, закодированный текст, причем не лишенный иронии. Это общение в рамках социально закрытой среды, обращение к тем, кому эти символы понятны. В то же время они адресованы всем жителям мегаполиса. «Рисовать устали сильно» – не меньше, чем послание целому человечеству. Граффитчики стремятся быть услышанными и увиденными, стремятся заявить о себе. Рисунок на полях тетрадки переносится на стену, теперь его увидят тысячи. Какова обратная реакция, не так уж и важно. Важно, чтобы она была. Стертый или закрашенный рисунок – это тоже реакция.

Запрещенное искусство существует на особых условиях. Граффити-художники спокойно относятся к тому, что их творения живут иногда всего один день. Быстрая смена декораций воспринимается как данность, это часть игры. Художник принимает эти правила.

Поверхность, испещренная непонятными надписями, отнюдь не у всех вызывает желание вступить в диалог. Прочитать закодированное «послание» бывает довольно сложно. Символику уличных творений каждый понимает по-своему. Она может вызвать недоумение, раздражение и даже некоторое опасение. Особенно у стражей общественного порядка. Хулиганов от искусства задерживают не только в Голландии. Согласно Уголовному кодексу РФ нанесение граффити на сооружения и здания без разрешения их владельцев трактуется как вандализм (ст. 214), на частные автомобили – как умышленное повреждение имущества (ст.167). Ответственность за подобный призыв к общению наступает с 14 лет. Достигших этого возраста граффитчиков (или бомберов) по возможности штрафуют. По закону могут и арестовать, но до этого обычно не доходит.

Граффити-художник Чуб Рускрю (такой псевдоним) говорит: «Тебе нужно против социума выразить себя. Ты чувствуешь его давление. Ты выражаешь свои эмоции бомбингом. Достиг необходимого адреналина, и тебе он уже знаком, жизнь ставит другие задачи. Теперь ты понимаешь, что этим можно зарабатывать. Открываешь в себе райтера. Тоже можешь бомбить в свободное время или в любое фан-настроение, но бомбинг в целом – это фан прямой, то есть чувствуешь, что надо слить куда-то свою энергию. Райтинг – это долгий подход. Бомбинг, он быстрый – дж-дж-дж-дж-дж – моторика, и ты все сделал. Райтинг – сознательная попытка выразить некое настроение, попытка контролировать эмоции. В бомбинге удовлетворение от спонтанного выброса эмоций».

В большинстве случаев райтинг – это узаконенное граффити. Граффитчики, достигшие определенного уровня мастерства, оформляют клубы, рестораны и офисы, занимаются рекламой. Вступая в деловые отношения с городом, они переходят в новую статусную группу, превращаются в художников-оформителей и дизайнеров. В этом случае граффити становится собственностью заказчика и вынужденно подстраивается под его задачи. Творчество превращается в работу, налаживая, с одной стороны, отношения между личностью художника и обществом. С другой – возникает диссонанс между желаниями заказчика и художника. И порой негатив, накопленный на работе, снова выливается на улице.

К граффити присматриваются музеи и галереи, все чаще приглашая мастеров уличной живописи для участия в выставках. Известные бренды охотно выступают спонсорами легальных граффити-мероприятий. Создаются линии одежды для почитателей уличного стиля. Появляются специализированные граффити-магазины. Нелегальная субкультура, интегрированная в коммерческие проекты, помещенная в пространство музеев, утрачивает свой протестный характер, свой основной формат – формат уличного визуализированного диалога. Язык улицы превращается в язык рекламы. Но, как ни странно, в Америке и в большинстве стран Европы граффити и реклама неплохо сосуществуют.

В Берлине, где за самовольное уличное творчество можно получить до трех лет, проводится международный граффити-фестиваль Backjumps. В Лондоне, где запрещена продажа аэрозольной краски подросткам, работы граффити-художников продаются с аукционов. Города расширяются, появляются новые улицы, новые поверхности, новые художники, ставящие себя вне закона. И – новые способы противодействия нелегальному искусству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1214
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1186
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
970
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
620

Другие новости