Я с большим интересом наблюдаю за полемикой в печати, вызванной письмом о клерикализации общества, которое уважаемые академики направили президенту России. Вспоминаются старые добрые времена, когда партия нас учила, что «газы при нагревании расширяются», а философы утверждали, что «генетика – продажная девка империализма». Великий советский эволюционист и селекционер, академик АН СССР и ВАСХНИЛ Трофим Денисович Лысенко «чисто научными методами» доказывал, что если свиньям из поколения в поколение отрезать при рождении хвосты, то можно вывести породу бесхвостых свиней.
Всех студентов заставляли читать и конспектировать научные шедевры Энгельса типа «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Из них следовало, что человек – это обезьяна, слезшая с дерева и взявшая в руку палку. Какой замечательный вклад Энгельса в эволюционную теорию! Одной фразой «Жизнь – это способ существования белковых тел» он вошел во все советские учебники органической химии. Мне было бы очень интересно послушать ученый доклад на тему «Изменение молочных желез обезьяны в свете эволюционного учения», так как давно интересуюсь, почему из всех самок животного мира только женщина имеет постоянную грудь, даже когда она не является кормящей матерью.
Создавались целые научные школы, руководимые академиками и членами, так сказать, корреспондентами, и в этих школах выращивалась подобная наука. Но самым забавным является то, что бывший советский школьник, а ныне важный церковный деятель берется рассуждать о таком действительно серьезном и очень важном предмете, как теория эволюции, на которой основана современная биологическая наука. Еще Козьма Прутков предупреждал: «Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют».
Я не понимаю, зачем Русской Православной Церкви нужно вступать в бессмысленную полемику с научной общественностью. Доказать что? Не докажем ничего. Доказать кому? Людям, у которых чувство собственного достоинства граничит с манией собственного величия. Я вспоминаю, как покойный Тамбовский архиепископ Евгений (Ждан) рассказывал мне о своей службе в рядах Советской Армии. Собрал их как-то замполит и прочитал лекцию на атеистическую тему. В заключение лекции перешли к вопросам. Один солдат спросил: «Есть ли Бог?» Замполит ответил: «Нет!» Солдат: «Так вы бы, товарищ подполковник, нам сразу так и сказали. Мы бы взяли мяч и пошли играть в футбол».
Вспоминается случай из моей жизни. Когда-то в 80-х годах я преподавал математику в одном вузе. Вызывают меня на заседание ректората и спрашивают, правда ли, что я посещаю богослужения в церкви и вместе с сумасшедшими старухами пою антисоветские песни. После один из членов ректората прочитал мне короткую лекцию о несовместимости научного и религиозного мировоззрения. Я вспомнил рассказ владыки Евгения и спросил у докладчика: «Есть ли Бог?» Получив отрицательный ответ, я поблагодарил высокое собрание за внимание к моей персоне и удалился. Прошло несколько лет, и, о чудо, вижу бывшего секретаря парткома нашего института в обществе архиерея. Он стал ректором, серьезный такой, молится. А я подумал: «Слава Тебе Господи, что и эту душу Ты спас от работы вражия!»
Неужели кто-то серьезно относился к таким наукам, как история КПСС или научный коммунизм?! Неужели не видно, что в самых экономически отсталых районах губернаторы сплошь доктора да кандидаты экономических наук, а депутаты Думы или политологи, или культурологи, или те же экономисты с учеными степенями?! Кому нужно, чтобы в богословских учебных заведениях плодились диссертации типа «Похоть и способы борьбы с этой страстью»? Такие диссертации неизбежны при теперешнем положении дел. Прочтите «Требования, предъявляемые к диссертациям на соискание ученой степени доктора или кандидата наук». Там обязательно нужны практические рекомендации или связь с другими науками.
В своей статье в «НГ-религиях» от 1 августа сын знаменитого русского ученого-физика профессор Сергей Петрович Капица ясно говорит о том, что теология не наука с точки зрения критериев советского и постсоветского ВАКа. Она относится к категориям астрологии или алхимии, читай – лженауки. Ничего в этом страшного нет. Жизнь намного богаче и интересней науки. В ней есть такие замечательные вещи, как музыка, поэзия, спорт, та же религия и много-много всякого интересного. Главное же, что в жизни есть Любовь. А значит, есть Бог.
Вызывают улыбку рассуждения ученых о Святой Троице, Непорочном зачатии или Первородном грехе. Впрочем, богословские доказательства существования Бога так же наивны. Рассуждения академиков о религии имеют такую же ценность, как мнения священников о рок-музыке. Послушать эти рассуждения интересно, но относиться к ним серьезно нельзя.
И если мы хотим что-нибудь понимать, то очевидно, нужно говорить со специалистами. О математике с математиками, о теологии – с богословами, о политике – с политиками. Верить или нет – личное дело каждого. Точно так же заниматься религиозной или антирелигиозной пропагандой – дело религиозных и общественных организаций, и Конституция в свободной стране гарантирует им эти права.
Преподавать или не преподавать факультатив «Основы православной культуры» в светской школе – дело Министерства образования. Так как школа светская, то факультатив не должен быть обязательным для всех учащихся. И если у Церкви есть средства на подготовку специалистов по данному предмету и возможность финансирования этого проекта, то почему бы его не ввести? Очень хорошо и полезно знать всем людям, живущим в России, культуру и религию русского народа. Если же сей проект предполагает финансирование за счет государства, то гражданам (налогоплательщикам) должно быть тем же Министерством образования доступно объяснено, почему это делается за деньги не только православных, но тех же атеистов, иудеев, магометан и прочих граждан. Позиции православных и неправославных очень понятны и хорошо озвучены. Непонятно только, откуда возьмутся деньги на этот проект.