0
1803
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.08.2007 00:00:00

Дендизм против серости

Тэги: дендизм, мода, история


дендизм, мода, история Серый и черный цвета костюма у нас по-прежнему неистребимы.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Когда во второй половине XVIII века зарождался дендизм, в Европе царил культ цвета. Модники захлебывались в водовороте тонов и оттенков, следующих друг за другом как в калейдоскопе. На выбор предлагались цвет влюбленной жабы, испуганной мыши, паука, замышлявшего преступление, цвет Нила, лавы Везувия и целый список блошиных оттенков: блошиной головы, спинки, брюшка и даже цвет блохи в период родильной горячки┘

Российские властители, как всегда, пытались как-то регламентировать (не скажем, что контролировать) цветовой беспредел. В 80-е годы XVIII века Екатерина Великая выпустила указ, предписывающий дворянам в губерниях одеваться в цвета, присвоенные соответствующим губерниям. Предполагалось, что инициатива императрицы послужит корректности и экономии – «сие величайшее дозволение только приятнее всем будет, поколику служит оно к сбережению собственного их достатка на лучшее и полезнейшее и к отвращению к разорительной роскоши┘». Обиднее всего это было слышать жене наследника престола Марии Федоровне: она только что навезла множество всякого добра из продолжительной поездки по Франции. Злые языки поговаривали, что указ был выпущен нарочно, чтобы досадить нелюбимому сыну – будущему императору Павлу I┘

Позже многие денди превратили свои цветовые преференции в знаковые элементы образа. Черный бархат Бодлера подменяется из-за скудости кошелька черным не бархатом, но оттенок остается доминирующим. Северянин облачается в фиолетовый плащ и становится «лиловым денди». (Не путайте с лиловым негром в романсе Вертинского, пожалуйста!)

Отношение к цвету и разным его оттенкам выявляет настроение общества. Нынешняя серая паранойя – показатель печальной болезненности и угрюмости всего, что нас окружает. Не буду советовать лишний раз проехаться в автобусе или метро, чтобы убедиться, какая озлобленность и тоска доминируют в атмосфере. Серые улицы, грязь под ногами и на обуви, солевые разводы на ботинках травмируют душу эстета. Небо тоже в тон всему угрюмо-серое – и утром, и днем. Какая-то вечная мерзлота вокруг и внутри. Порадовать себя ярким оттенком хотя бы одной знаковой детали – величайшая радость и благо. И пусть придется приложить неимоверные усилия, чтобы пройтись под пристальными осуждающими взглядами унылых собратьев по метро, – оно того стоит.

«Правящие» цвета определяют настроение общества не меньше, чем социологические опросы. У нас почему-то все в одночасье стали бояться яркости – и не из эстетических соображений, а по причине мышиного самосохранения. Помню, в начале моей думской карьеры Владимир Жириновский вдруг выдал мне совет, какой я никогда не ожидал услышать из его уст: «Семенов, зачем тебе все эти яркие галстуки, платочки? У нас страна серая, тебя заклюют».

Гимн серому цвету неожиданно исполнил главный идеолог политических реформ Владислав Сурков. В одном из интервью он произнес фразу, многократно растиражированную таблоидами: «Существуют 45 оттенков серого, и очень трудно понять, какой из них твой». В желтой прессе эта цифра каким-то волшебным образом выросла до 375 (видимо, к ней добавили еще все жилеты Михаила Кузмина). Для непосвященных звучит вполне дендистски, и кого-то наверняка всерьез восхитило эстетство «серого кардинала» Кремля. Но публицист Дмитрий Быков мрачно вынес вердикт: «Мне не нравится, что идеологию современной России формирует эстет, отлично разбирающийся в оттенках серого. Идеологи не бывают эстетами. Эстетами бывают циники, пытающиеся спрятать за безупречными манерами внутреннюю грязь». Не очень жизнеутверждающая мысль, но спорить с ней трудно┘

Впрочем, приятно, что в лице Суркова президентская администрация получила бы благосклонное одобрение графа Роббера де Монтескье – большого поклонника серого цвета. В книге Ольги Вайнштейн «Денди» мы находим изумительный пример демонстративной градации графом оттенков серого в своем костюме: «серый фрак стального оттенка гармонично сочетался с мышино-серыми панталонами, вызывающие розовато-лиловые перчатки перекликались с жемчужно-серым жилетом, вышитым хризантемами, а сизо-серый галстук был украшен редким драгоценным камнем».

Красивый пример, не правда ли? И нам пора сделать очередной вывод: любой цвет, даже серый, может быть как убогим, так и гениальным – все зависит от осмысленности выбора и правильного подбора оттенков.

Мне кажется, чтобы со вкусом играть оттенками серого, скользя по грани усредненной унылости и аристократической изысканности, – для этого надо быть безупречным денди с идеальным чувством цвета.

Дендизм XIX века родился как протест против буржуазной чрезмерности, против господства роскоши и безвкусия «позитивизма». Неудивительно, что именно денди стали носителями идеи минимализма и неброской изящности костюма. Именно поэтому так безупречно вызывающе выглядят и серые оттенки нарядов Монтескье, и черный бархатный костюм Бодлера. Этим великолепным денди претила массовость доминирующего в обществе пошлого «вкуса» – своего рода «гламура XIX века».

Сегодня же серый цвет в России – горькая проза, а в Европе – надоевшая поза.

Неяркость современного европейского и американского «интеллектуала» столь же банальна, гнетуща и депрессивна, как и серая автобусная толпа, едущая с Черкизовского рынка. Обидно, что серый и черный цвета в нашей стране потеряли свою актуальность лишь в философии мужского костюма – как интеллектуального, так и офисного.

Деловая палитра женщин изобилует сумочками Louis Vuitton (неважно, бутикового или черкизовского происхождения) и яркими цветовыми гаммами, хотя розовые оттенки костюмов покойной британской королевы-матери на отечественных политических и бизнес-леди выглядят внезапно разбогатевшим «совком», дорвавшимся до бутиков Третьяковского проезда.

Однако исключения в женской моде позволяют говорить о новых российских женщинах-денди. Так, черный цвет Ирины Хакамады, безусловно, дендистского свойства. Самая стильная женщина в нашей политике, она подает свой осмысленный образ как интеллектуальный и эстетический вызов усредненным общественным ожиданиям.

Один и тот же цвет может выглядеть пошло или аристократично в зависимости от того, кто его носит, почему и как. К примеру, бордовый бархат пиджака посетителя казино будет разительно отличаться от аналогичного цвета на плечах галериста, художника или потомственного английского аристократа. В зависимости от того, кто в него облачился, от него будут исходить совершенно иная энергетика и шарм (либо его отсутствие).

Точно таким же образом яркий жилет денди никогда не будет иметь ничего общего с жилетом метрдотеля и тем более дорожного строителя. Просто по определению. Потому что у них разный посыл и подача этого цвета. И абсолютно разный смысл. В концептуальности смысла того или иного цвета и заключается цветовой дендизм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1912
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1924
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1025

Другие новости