Из-за блогов понятие «жизнь замечательных людей» потеряло свой смысл.
Фото Reuters
Плюсы этого средства массовых коммуникаций очевидны. Но с тех пор, как несколько десятков лет назад интернет уплыл из рук американских военных – а сама идея информационной паутины была разработана в Пентагоне отнюдь не для гражданских целей, – сеть накрыла весь мир. Чему, естественно, поспособствовал «Майкрософт», сделавший общедоступными компьютеры и предложивший самое удобное для простых пользователей программное обеспечение. То есть из средства, с которым могли обращаться на первых порах лишь специалисты, это изобретение стало таким же демократическим, как радио или телевидение. С очевидными минусами и даже угрозами, которые всегда и везде таит в себе любая общедоступность.
Интернет стал использоваться не по прямому изначальному назначению – как средство связи и информационный ресурс. С его помощью сегодня можно, не выходя из дома, читать книги, слушать новинки музыки, смотреть модные фильмы, продавать и покупать, заказывать билеты, искать сексуальных партнеров, писать письма, даже грабить банки, а также скачивать из его недр не только компьютерные игры, но и порнографию. То есть интернет попытался заменить привычный шопинг, почту, телефон, кинотеатр, печатную продукцию, игровые автоматы, даже любовные свидания, секс-шопы и стрип-бары. Впрочем, выпивать по интернету пока еще невозможно.
Это изобретение, войдя в каждый дом, стало стремительно менять образ жизни и социальное поведение людей. Самое очевидное последствие – люди перестали испытывать нужду в непосредственном общении, поскольку интернет дает иллюзию тесной связи с другими людьми. Точно как телефон создает ложное ощущение, что, поболтав с подругой, лежа на диване у себя дома, вы как бы пообщались и даже поцеловались.
Но наибольшие и самые сомнительные изменения в жизнь общества внесли такие новшества интернета, как блоги – личные дневники, ведущиеся в сети, и так называемые живые журналы. Эти явления резко повлияли на поведение людей, не только изменив границы публично дозволенного, но и размыв область интимного и личного. И прославившаяся недавно американская домохозяйка, которая публично, с помощью своего интернет-дневника, осваивала французскую поваренную книгу, пример редкого для сети пуританства.
Блоги сыграли и еще одну злую шутку с интернет-сообществом. Они пишутся из того неявного соображения, что каждый человек – интересен и соответственно представляет интерес все, что с ним происходит, – от того, как ему муторно идти на службу, до той общественно полезной информации, как он сходил в туалет. При таком подходе, когда нет больше понятия «жизнь замечательных людей», рушится какая бы то ни была иерархия, что подрывает саму социальную структуру. Там, где нет ориентиров и размежеванных страт, общий уровень высказываний стремительно понижается, начинает преобладать неряшливость, торжествовать необязательность и приблизительность, что приводит к тому, что с неотвратимостью оказывается наверху и побеждает посредственность. Последнее, кстати, особенно заметно не только по содержанию тех же блогов, но и по языку, доминирующему в рунете. Эта публичность и повальность вызывает гадливость, ведь не надо доказывать, что общественные туалеты, как правило, менее гигиеничны, чем приватные.
Но и этого мало. Интернет размывает и профессиональные границы. Скажем, такая профессия, как литературный критик, как бы перестала существовать. Поскольку любой пользователь может высказаться о любой книге, причем в как угодно развязном тоне – оскорбительный тон вообще свойствен пользователям рунета. И на одно такое более или менее внятное высказывание приходится сотня безграмотных и просто хулиганских. Что ж, термин «интернет-помойка» уже прочно вошел в обиход. Постепенно там, в сети, растет энтропия, там скапливается столько откровенного мусора и чуши, что под этой грудой рано или поздно окажется погребено само ядро, сам смысл мировой паутины как мощного фактора, объединяющего людей, если не все человечество. Так, во всяком случае, думали когда-то идеалисты-первопроходцы┘
Лет тридцать назад, когда появились карманные плееры, на Западе бушевала дискуссия об их социальном вреде. Вплоть до требований их запретить вовсе. Речь шла о том, что молодой человек с наушниками и с постоянно звучащей в них поп-музыкой как бы больше не член общества. Скажем, в уличной толпе, в метро или в кафе он отключен от окружающих, автономен, лишен возможности адекватно реагировать на происходящее вокруг. В те наивные годы, когда еще не было интернета, это невинное на нынешний вкус приспособление казалось грозным предвестником распада человеческих связей. Кончилось тогда дело тем, что ходить по улицам с плеером в ушах стало таким же дурным тоном, как пить пиво из горлышка. То есть общество само отрегулировало поведение своих членов. И можно предсказать, почти не рискуя ошибиться, что очень скоро нечто подобное произойдет и с интернетом. Размещать там свои блоги станет просто признаком дурного тона и плохого воспитания.
Впрочем, эта тенденция уже есть. Не только английский рокер взбунтовался – его, возможно, бесит неуемное интернет-пиратство, процветающее в сети. Но даже простые пользователи не желают больше, скажем, читать с экрана книги, загляните в книжный магазин. И это только один пример.