Метросексуал всегда в курсе «правильных» новинок.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Носителя столичной культуры было бы правильнее назвать «метрополусексуал», потому что метросексуал, по определению Симпсона, любит в первую очередь себя, а его ориентация – гетеро, гомо или даже би – вообще не играет никакой роли. Этот новый тип – утонченный городской модник (деревенские модники сейчас только создают свое движение), абсолютный нарцисс и гедонист, любитель изысканных удовольствий, получающий наслаждение от ухода за своим телом, лицом и желудком, – находится на пике городской моды и по большому счету является «продвинутым парнем». Он всегда в курсе всех «правильных» новинок – ресторанов, клубов, кафе, салонов, выставок, коллекций и светских событий.
Итак, метросексуал лучше всех в своем и прочих восприятиях, и при этом он чрезвычайно скучный┘ Но чем же этот метросексуал совсем не денди? Ведь все перечисленное, в принципе, можно отнести и к дендистскому типажу. Можно. Кроме одного но.
Метросексуал – законченный конформист. Это вообще существо очень милое, но с ограниченной фантазией. А если фантазия и богатая, то спрятана она так глубоко┘ Чтобы чего не вышло┘ Чтобы не опозориться и не показаться не модным, или не стильным, или смешным, или претенциозным, или вычурным, или каким-либо еще, каким метросексуалу быть неправильно. Он боится всего, чего денди не только не боится, а напротив, формирует эту самую моду и стиль жизни.
Денди по натуре – глубокий аристократ. Он абсолютно убежден: все, что он делает и демонстрирует, – на голову выше всего, что делают остальные. Напротив, метросексуал предсказуем и вычисляем. Именно по этой причине он – выгоднейшая мишень для рекламы. Сегодня становится модным и правильным┘ ну, пить свежевыжатый морковный сок со сливками – метросексуалы начинают пить сок. В этом сезоне носят костюмы на трех пуговицах – и гардероб метросексуала пополняется старым «хламом», а Pal Zilery, Zegna, Armani и т.п. продолжают богатеть. Создаются специальные «гламурные» журналы, ориентированные на метросексуалов, – GQ, например. С немудреной целью: в них выгодно размещать рекламу. Тот, кто следит за модой, непременно будет поглощать предлагаемый гламур по мере поступления. А уж деньги у этих парней водятся.
Недавно для этой замечательной особи вышла книжка Майкла Флокера «Метросексуал: гид по стилю». Книжка совсем даже не вредная, но уж очень прямолинейная. Наверное, полезно проинформировать нас о том, что надо всегда приходить вовремя, быть вежливым, не прерывать говорящих, не хвастаться деньгами. Но мне кажется, эта «наука» все-таки больше подходит для приобщения к цивилизации мальчика Маугли, вернувшегося в деревню из джунглей.
Гораздо «ценней» помещенные в ней советы метросексуалам: каких вещей не должно быть в вашем доме, что делать и чего избегать в сексе (логично, ведь это же мимосексуал), как правильно бриться и тому подобное. Особенно меня умилил предлагаемый список из 15 книг и стольких же фильмов, которые должен прочитать и посмотреть уважающий себя метросексуал...
После столь пикантного чтения у меня возникло ощущение, что я ознакомился с рекомендациями профессора Пиккеринга, но не Элизе Дулитл, а булгаковскому Шарикову перед его выходом в свет. Хотя, надо признать, сам по себе даже начинающий метросексуал не так уж и плох и уж тем более – туп. Это успешный молодой человек, вполне состоятельный, тратящий на себя немалые деньги. А значит, он многого добился в жизни. И вообще, можно с надеждой ожидать того момента, когда наше общество наводнят такие вот метросексуалы: тогда и воздух в городе будет чище, и запах вокруг приятней, и люди опрятнее...
Впрочем, я упомянул эту «азбуку метросексуала» только по одной причине – меня лично глубоко задели и даже оскорбили две рекомендации, данные с абсолютной безапелляционностью.
Первое. Среди вещей, которых следует избегать, названы яркие жилеты. Конечно, можно говорить о ярких жилетах Оскара Уайльда как о дурновкусии, но мне это кажется ограниченностью. Во-вторых, что уже звучит просто глупо, – это то, что «запонки следует надевать только с белой рубашкой к вечернему костюму». Автор, видимо, упустил из виду, что присутствие в гардеробе разнообразных, в том числе шелковых запонок, подходящих к рубашкам всевозможных цветов и оттенков, – одна из основ английской аристократической традиции. И мне остается лишь порекомендовать ему побывать на улице Savil Raw в Лондоне, где исторически шьют классические гардеробы для английской аристократии. Уж в этих костюмах метросексуал никогда не опозорится.
В развитие темы остановлюсь на одном типичном примере, демонстрирующем принципиально разные подходы к позиционированию метросексуала и денди. Майкл Флокер упоминает о дифференцированном, корректном подходе американского политика, который «для встречи с шахтерами из Кентукки выберет джинсы и ветровку, для совещания с инвесторами крупных корпораций – строгий деловой костюм, для общения с голливудской элитой – смокинг». Этим сказано все. Так же, наверное, поступит и типичный метросексуал, но никогда – денди!
Первая большая известность пришла к Оскару Уайльду во время его турне по США, где он читал лекции по эстетике. Выступая перед шахтерами и ковбоями, великий денди приходил к ним в облегающем бархатном камзоле с большими украшенными цветочным узором рукавами и в коротких бриджах до колен с серыми чулками. И его принимали на ура. Потому что он был самодостаточен, при этом ярок и шокирующее элегантен. И он не подстраивался под аудиторию, а наоборот, пытался поднять ее до своего уровня.
Еще маленький пример: Эркюль Пуаро «хорошо знал, как принято одеваться в загородных английских домах, но не находил нужным подражать здешнему стандарту. Он предпочитал городское изящество собственного образца. Он не был британским сельским джентльменом. Он был Эркюлем Пуаро!»
Но, может быть, в конформизме и истина? Не забывайте, что для денди хорошо, для метросексуала смерть. Потому что денди, в отличие от метросексуала, по своей сути – актер. И вся его жизнь – своего рода игра на сцене Театра Эстетики и Абсурда, где он – и режиссер, и актер, и декоратор, и костюмер, и гример в одном лице. Метросексуал на такое не способен. Максимум, что он может себе позволить, – это исполнять вызубренную роль героя-любовника. И не дай Бог, Гламур Суфлеров удалится из своей будки! Могут ведь и освистать.
Именно по этой причине метросексуал так сильно зависит от шаблонов и штампов. Именно этим он в первую очередь отличается от денди, которому необходимо полное отсутствие заученных схем.